О требованиях к подготовке кадров по физической культуре и спорту в Удмуртской республике

  • Владимир Васильевич Новокрещенов
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Сергей Александрович Алабужев
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: образовательная система, подготовка кадров, физическая культура и спорт, требования работодателей, федеральный стандарт, профессиональный стандарт, компетенции выпускников

Аннотация

Рассматривается ситуация с кадровым обеспечением отрасли «Физическая культура и спорт» в Удмуртской Республике за последние 5 лет по данным государственной статистической отчетности и в связи с этим процесс подготовки кадров в рамках направления 49.00.00 «Физическая культура и спорт» в Удмуртской республике в целом и в Удмуртском государственном университете в частности. С помощью платформы ресурса Google Forms проведен опрос 80 организаций работодателей с целью формирования в университете системы, обеспечивающей подготовку квалифицированных кадров по физической культуре и спорту. По мнению работодателей, система должна включать: выполнение требований ФГОС направления 49.03.01 «Физическая культура», требований профессиональных стандартов в области физической культуры и спорта; рейтинг компетенций; практико-ориентированный подход к обучению в процессе организации практик и изучения спортивно-педагогических дисциплин. Кроме того, в статье систематизированы и обобщены предложения по форматированию работы с абитуриентами и выпускниками для закрепления кадров в физкультурно-спортивных организациях республики.

Литература

1. Анкета работодателя в области физической культуры и спорта [Электронный ресурс] // Google Forms. URL: https://docs.google.com/forms/d/1k4AuUE59nJYeo-ASuFi9wKiQSq9Gl6BTbf2OYCbOfYY/edit?ts=5ecbfec5 (дата обращения: 01.06.2020).
2. Бурханова И.Ю. Формирование метапредметной компетентности магистрантов в условиях практики: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма. М, 2018. 178 с.
3. Вербицкий А А. Проблемы проектно-контекстной подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2015. № 4. С. 2-8.
4. Волков К.Д. Формирование у будущих специалистов по физической культуре и спорту специальных профессиональных компетенций для работы в оздоровительном фитнесе: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2009. 24 с.
5. Количество мест для приема на 2020/2021 учебный год по программам бакалавриата в ПГАФКСиТ. URL: https://www.sportacadem.ru/files/abiturientu/bakalavriat_obwee.pdf (дата обращения: 24.07.2020).
6. Количество мест для приема на обучение по различным условиям поступления (с указанием особой квоты, без указания целевой квоты, по договорам оказания платных образовательных услуг) в ЧГИФиС. URL: http://www.chifk.ru/files/02019_priem_bak_kolvo_mest_priema.pdf (дата обращения: 24.07.2020).
7. Михайлова Т.Н. Формирование общекультурной компетентности курсантов вузов МВД России в процессе их самоактуализации: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Бурят. гос. ун-т. Улан-Удэ, 2018. 201 с.
8. Нестерова Т.А. Формирование межкультурной компетенции в условиях профессиональной социализации студентов педагогического колледжа: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Бурят. гос. ун-т. Чита, 2018. 208 с.
9. Отчет Министерства спорта Российской Федерации о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2018 год. URL: https://www.minsport.gov.ru/activities/science/obrazovanie/ (дата обращения: 24.07.2020).
10. Петрова И.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов вузов в ходе практико-ориентированного обучения: на примере строительных специальностей: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2010. 30 с.
11. Показатели развития Физической культуры и спорта 2019. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 24.07.2020).
12. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/ fgosvo/151/150/24/99 (дата обращения: 24.07.2020).
13. Прогноз потребности рынка труда Удмуртской Республики в квалифицированных кадрах с учетом социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2020 - 2026 годы [Электронный ресурс] // Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики. URL: http://минсоцполитики18.рф/labor/ labor-market/forecasts/4777/ (дата обращения: 01.06.2020).
14. Сведения о количестве мест для приема на обучение в рамках контрольных цифр по различным условиям поступления с указанием особой и целевой квоты. URL: https://udsu.ru/admissions/2020/svedeniya-o-kolichestve-mest-2020 (дата обращения: 24.07.2020).
15. Сэкулич Н.Б. Интерактивная электронная информационно-образовательная среда университета как средство формирования ИКТ-компетенций студентов: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Бурят. гос. ун-т. Улан-Удэ, 2018. 194 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/ Bak/490301_B_3_ 30102017.pdf (дата обращения: 01.06.2020).
17. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/7b787f81ddf150df9c8be 93658708c412e34fdbe (дата обращения: 01.06.2020).
18. Фефелова В.Н. Формирование управленческой компетентности специалиста по рекреации и туризму: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. М, 2010. 187 с.
19. Чернякова С.Н. Формирование физкультурной компетентности бакалавров в информационно-образовательной среде вуза: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Тюмен. гос. ун-т. Тюмень, 2015. 261 с.
20. Шарыгина И.Т. Формирование организационно-управленческих компетенций у студентов физкультурного вуза [Электронный ресурс] // Военный институт физической культуры. Министерство обороны Российской Федерации URL: https://vifk.mil.ru/upload/site49/document_file/PCX9VMly9N.pdf (дата обращения: 01.06.2020).
Поступила в редакцию 2020-08-28
Опубликована 2020-12-25
Раздел
Педагогика
Страницы
407-420