МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

  • Елизавета Александровна Кучинская
    • Военная академия противовоздушной обороны Вооруженных cил Российской Федерации
Ключевые слова: военный вуз, ФГОС++, CLIL подход, междисциплинарный подход, гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, иностранный язык

Аннотация

Статья посвящена практике внедрения предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) в военном вузе, которой уделяется недостаточное внимание в современной методике преподавания. В статье представлены научные направления организации и основные принципы билингвального обучения специальным дисциплинам и иностранному языку в технических вузах страны. Описаны четыре этапа изучения иностранного языка в военном вузе c применением технологии CLIL. Представлен новый подход к изучению иностранного языка как междисциплинарная координация иностранного языка, гуманитарных (истории, русского языка, переводоведения), естественнонаучных (физики и математики) и военных (военно-технических) дисциплин. Все перечисленные дисциплины являются инструментом в освоении профессиональных знаний будущих военных специалистов и повышении их профессиональной компетенции. Межпредметная интеграция на настоящий момент характеризуется новым отношением к предмету преподавания иностранного языка: получение профессиональных знаний при параллельном овладении знаниями, умениями, навыками по иностранному языку и другим специальным дисциплинам согласно ФГОС. Цель исследования - выявление связей между гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами для применения интегрированного подхода на практических занятиях. Изучение технологий и подходов к междисциплинарному обучению в военном вузе и использование их в учебном процессе представляет актуальность исследования. Проведенный анализ научно-теоретических материалов зарубежных и российских авторов подтверждает использование предметно-интегрированного обучения в военном вузе. В статье приводится пример организации интегрированного практического занятия по иностранному языку с курсантами третьего курса. Разработаны задания по интеграции иностранного языка и знаний курсантов в области математики и физики. Даны методические рекомендации по организации предметно-интегрированного обучения на занятиях по иностранному языку. В статье подчеркивается, что междисциплинарное взаимодействие является сложной организационной задачей и единой модели предметно интегрированного обучения в военном вузе пока не существует, а ее актуализация зависит от возможностей конкретного вуза.

Литература

1. Вотинцева М.В. Интегрированное обучение иностранному языку как условие формирования профессиональной мобильности экономистов: дис. … канд. пед. наук. Благовещенск. 2012. 227 c.
2. Гулая Т.М., Романова С.А. Предметно-языковое интегрированное обучение с использованием информационно-коммуникативных технологий в неязыковом вузе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2016. № 2, ч. 2. С. 181-184.
3. Доломанюк Л.В. Формирование военно-профессиональной компетенции будущего офицера: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань. 2011. 22 с.
4. Зарипова Р.Р. Моделирование обучения на иностранном языке в вузе на основе интегрированного предметно-языкового подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола. 2016. 22 с.
5. Зорина Е.М. Использование педагогических опор для формирующего оценивания студентов / Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе. Сер. Научная психолого-педагогическая школа «ЧИР-среда» [Электронный ресурс]: коллективная монография. Вып. 8 / [под ред. Е.И. Чирковой; отв. за выпуск Л.С. Алпеева]. Электрон. текст. дан. (2,4 Мб). Киров: Изд-во МЦИТО, 2019. С. 99-109.
6. Киселев С.В., Иванова Д.С. Формирование военно-профессиональных компетенций будущих офицеров ВДВ // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки, 2019. № 3 (55). С. 175-182.
7. Крашенинникова А.Е. К вопросу об использовании предметно-языкового интегрированного обучения CLIL [Электронный ресурс]. URL: http:// www.rusnauka.cpm/3_ANP_2013/Pedagogica/5_126661.doc.htm (дата обращения 04.04.2020).
8. Крылов Э.Г. Интегративное билингвальное обучение иностранному языку и инженерным дисциплинам в техническом вузе: автореф. дис.. докт. пед. наук. Екатеринбург, 2016. 52 с.
9. Овсянников И.В. Формирование профессиональных компетенций у курсантов военных командных вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук. М. 2011. 24 с.
10. Салехова Л.Л. Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе: автореф. дис.. докт. пед. наук. Казань, 2008. 44 с.
11. Сергеева Е.С. Использование интегрированного обучения при обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2014/01/01/ispolzovanie-integrirovannogo-obucheniya-pri-obuchenii (дата обращения: 04.04.2020).
12. ФГОС 3++ по направлениям специалитета. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/153/150/26 (дата обращения: 04.04.2020).
13. Халяпина Л.П. Современные тенденции в обучении иностранным языкам на основе идей CLIL // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6, № 20. С. 46-52.
14. Coyle D., Hood Ph., March D. CLIL: Content and Language Integrated Learning. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 173 p.
15. Marsh D. Content and Language Integrated Learning: The European Dimension: Actions, Trends and Foresight Potential. DG Education & Culture, European Commission, 2002. [Electronic resource] // Brussels: The European Union. 2002. URL: http://userpage.fu-berlin.de/elc/bulletin/9/en/marsh.html (дата обращения: 14.03.2020).
16. Meyer O., Coyle D., Halbach A., Schuck K., Ting T. A Pluriliteracies Approach to Content and Language Integrated Learning - Mapping Learner Progressions in Knowledge Construction and Meaning-making // Language, Culture and Curriculum. 2015. Vol. 28, no. 1. P. 41-57.
17. Ting T. CLIL is Not Only Immersion but Also Much More than the Sum of its Parts // English Language Teaching Journal. 2011. No. 65 (3). Р. 314-317.
Поступила в редакцию 2020-06-07
Опубликована 2020-12-25
Раздел
Педагогика
Страницы
441-454