ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА

  • Екатерина Валентиновна Тройникова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Лилия Ильдусовна Хасанова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: межкультурные затруднения, межкультурное взаимодействие, межкультурный диалог, стратегии работы с культуроведческой информацией, лингводидактические практики

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопросов межкультурного языкового образования, связанных с формированием стратегий работы с культуроведческой информацией и овладением личностью способами преодоления межкультурных затруднений на основе интеграции идей существующих подходов общедидактической и межкультурной направленности, а также с учетом глобальных информационных вызовов. Неотъемлемой частью межкультурного взаимодействия являются межкультурные затруднения, создающие препятствия на пути достижения межкультурного диалога. В статье описаны виды межкультурных затруднений и их дидактические функции (познавательная, информативная, социокультурная и медиативная). Рассмотрены способы работы с культуроведческой информацией, определенные в качестве стратегий информационно-познавательной деятельности субъектов взаимодействия по преодолению межкультурных затруднений. Данные стратегии обеспечивают создание платформы межкультурного диалога в ходе рассмотрения проблем межкультурного характера и конкретизируются в приемах и операциях информационно-познавательной деятельности. Представлен обзор лингводидактических практик, направленных на формирование рассмотренных стратегий.

Литература

1. Бердичевский А.Л. Методика межкультурного иноязычного образования в вузе. М.: Флинта, 2019. 368 с.
2. Ворожцова И.Б., Паранина Е.М. К вопросу об информационной компетентности: содержание и структура концепта «информация» // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29, вып. 1. С. 63-71.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Изд. центр «Академия». 2009. 336 с.
4. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М.: Юнити-Дана, 2003. 351 с.
5. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М.: URSS, 2009. 240 с.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2009. 384 с.
7. Кларин М.В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта: монография. М.: Луч, 2016. 640 с.
8. Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: сб. ст. / под ред. Л.Г. Почебут, И.А. Шмелевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 377 с.
9. Лебедева Н.М. Этнопсихология. М.: Юрайт, 2019. 491 с.
10. Леонтович О.А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения. М.: Гнозис, 2005. 352 с.
11. Тройникова Е.В. Информационная грамотность в поликультурном мире // Межкультурная дидактика в информационном образовательном пространстве: коллективная монография / под ред. А.Н. Утехиной, Е.В. Тройниковой. Ижевск, 2019. С. 31-43.
12. Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: коллективная монография: в 3 кн. / под ред. Е.В. Ковалевской. Нижневартовск, 2010. 300 c.
13. Профессионально-ориентированные технологии в языковом образовании: коллективная монография / А.Н. Утехина, Н.Е. Брим, О.Н. Голубкова. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университетт», 2008. 222 с.
14. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М.: Киорус, 2014. 254 с.
15. Сафонова В.В. Принципы коммуникативного образования в контексте диалога культур и цивилизаций // Диалог культур. Культура диалога: человек и новые социогуманитарные ценности: коллективная монография. М.: Неолит, 2017. 454 с.
16. Стефаненко С.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2009. 368 с.
17. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Изд-во Моск. ун-т, 2008. 352 с.
18. Утехина А.Н. Межкультурная дидактика. М.: Флинта, 2011. 280 с.
19. Утехина А.Н. Ребенок. Язык. Интеллект: монография. Ижевск: Изд. центр «Удм. гос. ун-т», 2017. 164 с.
20. Roche J. Interkulturelle Sprachdidaktik: Eine Einführung. Thübingen: Narr, 2001. 248 S.
21. Spitzberg B.H. A model of intercultural communication competence // Intercultural communication / In L. Samovar & R. Porter. Belmont: CA, 2000. Р. 375-387.
Поступила в редакцию 2020-06-15
Опубликована 2020-12-25
Раздел
Педагогика
Страницы
455-462