ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ИЗУЧЕНИЯ биоэтического сознания в современной психологии

  • Любава Олеговна Пузырёва
    • Пермский государственный национальный исследовательский университет
  • Светлана Юрьевна Жданова
    • Пермский государственный национальный исследовательский университет
Ключевые слова: биоэтика, биоэтическое сознание, биоэтические воспитание, биоэтическое образование

Аннотация

В статье представлен теоретический анализ истории оформления и становления на современном этапе относительно новой отрасли научного знания - биоэтики. Рассматриваются различные подходы к определению причин и предпосылок появления биоэтики. Указываются ключевые события общественной, морально-этической и научной жизни общества, оказавшие влияние на появление и выделение направления биоэтики. Авторы статьи выделяют ряд существенных актуальных проблем, на решение которых в настоящее время обращено внимание исследователей биоэтических вопросов современности. В статье теоретически осмысляются центральные концепты биоэтики: биоэтическое сознание, биоэтические воспитание, биоэтические образование, выделяются основные функции биоэтического сознания. Показано усиление роли биоэтического воспитания и биоэтического образования в подготовке современных высококвалифицированных специалистов любого профиля.

Литература

1. Абдулаева З.Э. Прогресс человека как проблема биоэтики. О роли философии // Социология. 2020. № 4. С. 240-244.
2. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М.: ИФРАН, 1995. 353 с.
3. Евельсон Ю.А., Евусяк О.В. Обеспечение биоэтической направленности профессиональной подготовки студентов-медиков // Среднее профессиональное образование. 2011. № 3. С. 9-12.
4. Исланова Н.Н. Формирование биоэтического мировоззрения: аспекты методологии: дис.. канд. филос. наук: 09.00.11. Казань, 2000. 150 с.
5. Королёв М.Г. Право на смерть: некоторые этические замечания // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием (Витебск, 2 декабря 2016 г.). 2016. С. 33-35.
6. Куликов Л.В. Психология сознания. СПб.: Питер, 2001. 480 с.
7. Летов О.В. Проблемы биоэтики // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. 2019. № 2. С. 97-110.
8. Летов О.В. Актуальные проблемы биоэтики (обзор) // Философия науки и техники. 2018. № 2 (23). С. 131-137.
9. Лихобабина Л.В. Биоэтическое сознание в освоении духовной объективной реальности // Россия в мировом сообществе: смысловое пространство диалога культур: материалы Международного форума «Восточный вектор миграционных процессов: диалог с русской культурой». 2016. С. 126-130.
10. Магомедова А.Н., Харченко Л.Н. Обоснование педагогической категории «Биоэтическое воспитание личности в системе образования» // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 92-94.
11. Мельнов С.Б. Этические аспекты генетических исследований // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: материалы Республиканской научно-практической конференции с международным участием (Витебск, 2 декабря 2016 г.). 2016. С. 43-47.
12. Мещерякова Т.В. Причины появления биоэтики // Вестник Томского государственного университета. Серия Философия. Социология. Политология. 2010. № 4 (12). С. 90-100.
13. Моисеев В.И. От биоэтики к биофилософии // Философские проблемы биологии и медицины: сб. статей. М.: Социально-гуманитарные знания, 2018. Вып. 12. С. 6-18.
14. Поттер Ван Р. Биоэтика: мост в будущее / под ред. С.В. Вековшининой, В.Л. Кулиниченко. Киев, 2002. 216 с.
15. Савощикова Е.В. Многогранность биоэтики как понятия, правовые аспекты регулирования // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015. № 2 (52). С. 256-258.
16. Сергеев В.В. Биоэтика / В.В. Сергеев, В.Н. Наследков, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин, А.В, Антимонов, Н.Н. Аськов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 240 с.
17. Соколов В.М. Специфика формирования биоэтической ответственности личности в условиях медицинской профессиональной школы // Современные проблемы науки и образования [электронный журнал]. 2014. № 4.
18. Тищенко П.Д. Биоэтика как теоретическое основание оразования членов этических комитетов // Национальные и локальные комитеты по биоэтике: опыт Центральной и Востояной Европы. Материалы международных научных конференций по биоэтике / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевича, Г.В. Годовальникова, Д.С. Денисова. Минск, 2006. С. 27-32.
19. Тищенко П.Д. Угроза множественности и идея гуманитарной экспертизы // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 2. М.: ИФРАН, 2008. С. 102-129.
20. Харченко Л.Н., Магомедова А.Н. Обоснование педагогической категории «Биоэтическое воспитание личности в системе образования» // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2 (51). С. 92-98.
21. Цаценко Л.В. Биоэтика и основы безопасности. СПб.: Лань, 2016. 96 с.
Поступила в редакцию 2021-01-18
Опубликована 2021-04-15
Раздел
Психология
Страницы
39-44