ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ В СВЯЗИ С ЧЕРТАМИ БОЛЬШОЙ ПЯТЕРКИ И ТЕМНОЙ ТРИАДЫ

  • Дмитрий Сергеевич Корниенко
    • Институт общественных наук «Российская академия народного хозяйства и государственный службы при Президенте РФ»
  • Наталья Александровна Руднова
    • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Елена Анатольевна Горбушина
    • Пермский государственный национальный исследовательский университет
Ключевые слова: социальные сети, личность, самопрезентация, самомониторинг, перфекционизм, Большая пятерка, Темная триада

Аннотация

В связи с распространением социальных сетей возникает новая среда, которая позволяет по-другому представлять собственный образ и психологические характеристики, в большей или меньшей степени отличающиеся от реальности. Исследования показывают, что самопрезентация в социальной сети отличается использованием большего числа средств и стратегий для демонстрации и регулирования информации о себе. В качестве основы самопрезентации в социальной сети рассматриваются такие черты, как самомониторинг и перфекционистская самопрезентация; выявляются различные связи личностных черт с характеристиками самопрезентации в социальной сети; воспроизводятся связи экстраверсии, нейротизма и нарциссизма с активностью в социальных сетях и представлением собственного образа. В данном исследовании изучались связи характеристик самопрезентации в социальной сети (реалистичное демонстративное Я и фальшивое обманное Я) с чертами, входящими в Большую пятерку и Темную триаду. На выборке студентов в количестве 478 человек установлено, что реалистичное демонстративное Я связано со стремлением показать себя с лучшей стороны (самомониторинг), избеганием обсуждения, тогда как фальшивое обманное Я связано с направленностью на других при самопрезентации. Сознательность, нейротизм, открытость и нарциссизм являются предикторами для реалистичной демонстративной самопрезентации, а сознательность и макиавеллизм - предикторами для фальшивой обманной самопрезентации. Таким образом, реалистичная демонстративная самопрезентация связана с контролем размещаемой информации в сети и желанием вызвать восхищение, фальшивая обманная самопрезентация проявляется как целенаправленная стратегия создания нереалистичного образа.

Литература

1. Золотарева А.А. Перфекционистская самопрезентация и особенности ее диагностики // Клиническая и специальная психология. 2018. № 1 (7). C. 104-117.
2. Белинская Е.П., Гавриченко О.П. Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности // Психологические исследования. 2018. № 60 (11). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 26.10.2020).
3. Ледовая Я.А., Тихонов Р.В., Боголюбова О.Н., Иванов В.Ю., Яминов Б.Р. Организационно-методические вопросы сбора данных в онлайн-исследований и поведения пользователей социальной сети «Фейсбук» из России и США // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2018. № 4 (7). C. 308-327. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.402
4. Ледовая Я.А., Тихонов Р.В., Боголюбова О.Н. Социальные сети как новая среда для междисциплинарных исследований поведения человека // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16. Психология. Педагогика. 2017. № 3 (7). C. 193-210. https://doi.org/10.21638/11701/spbu16.2017.301
5. Полежаева Е.А. Место самомониторинга в структуре личностных характеристик: дис. … канд. психол. наук / Психологический институт РАО, Москва, 2009.
6. Рябикина З.И., Богомолова Е.И. Взаимосвязь личностных характеристик пользователей социальных сетей интернета с особенностями их активности в сети // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 109. C. 1041-1057.
7. Щебетенко С.А. Большая Пятерка черт личности и активность пользователей в социальной сети «ВКонтакте» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2013. Т. 6, № 4. С. 73-83.
8. Abell L., Brewer G. Machiavellianism, self-monitoring, self-promotion and relational aggression on Facebook // Computers in Human Behavior. 2014. (36). P. 258-262. https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.03.076
9. Amichai-Hamburger Y., Vinitzky G. Social network use and personality // Computers in Human Behavior. 2010. No. 6 (26). P. 1289-1295. https://doi.org/10.1016/j.chb.2010.03.018
10. Bogolyubova O., Panicheva P., Tikhonov R., Ivanov V., Ledovaya Y. Dark personalities on Facebook: Harmful online behaviors and language // Computers in Human Behavior. 2018. (78). P. 151-159. https://doi.org/10.1016/ j.chb.2017.09.032
11. Carpenter C.J. Narcissism on Facebook: Self-promotional and anti-social behavior // Personality and Individual Differences. 2012. No. 4 (52). P. 482-486. https://doi.org/10.1016/j.paid.2011.11.011
12. Crossley L., Woodworth M., Black P.J., Hare R. The dark side of negotiation: Examining the outcomes of face-to-face and computer-mediated negotiations among dark personalities // Personality and Individual Differences. 2016. (91). P. 47-51. https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.11.052
13. Eşkisu M., Hoşoğlu R., Rasmussen K. An investigation of the relationship between Facebook usage, Big Five, self-esteem and narcissism // Computers in Human Behavior. 2017. (69). P. 294-301. https://doi.org/10.1016/ j.chb.2016.12.036
14. Hong S. Jahng M.R., Lee N., Wise K.R. Do you filter who you are?: Excessive self-presentation, social cues, and user evaluations of Instagram selfies // Computers in Human Behavior. 2020. (104). P. 106-159. https://doi.org/ 10.1016/j.chb.2019.106159
15. Michikyan M., Subrahmanyam K., Dennis J. Can you tell who I am? Neuroticism, extraversion, and online self-presentation among young adults // Computers in Human Behavior. 2014. (33). P. 179-183. https://doi.org/10.1016/ j.chb.2014.01.010
16. Moore K., McElroy J.C. The influence of personality on Facebook usage, wall postings, and regret // Computers in Human Behavior. 2012. No. 1 (28). P. 267-274. https://doi.org/10.1016/j.chb.2011.09.009
17. Ozimek P., Bierhoff H.-W., Hanke S. Do vulnerable narcissists profit more from Facebook use than grandiose narcissists? An examination of narcissistic Facebook use in the light of self-regulation and social comparison theory // Personality and Individual Differences. 2018. (124). P. 168-177. https://doi.org/10.1016/j.paid.2017.12.016
18. Pornsakulvanich V. Excessive use of Facebook: The influence of self-monitoring and Facebook usage on social support // Kasetsart Journal of Social Sciences. 2018. No. 1 (39). C. 116-121. https://doi.org/10.1016/j.kjss.2017.02.001
19. Preotiuc-Pietro D., Carpenter J., Giorgi S., Ungar L. Studying the Dark Triad of Personality through Twitter Behavior CIKM ’16 / New York, NY, USA: Association for Computing Machinery, 2016. P. 761-770. https://doi.org/ 10.1145/2983323.2983822
20. Reed P., Saunders J. Sex differences in online assertive self-presentation strategies // Personality and Individual Differences. 2020. (166). P. 110-214. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110214
21. Rosenberg J., Egbert N. Online Impression Management: Personality Traits and Concerns for Secondary Goals as Predictors of Self-Presentation Tactics on Facebook // Journal of Computer-Mediated Communication. 2011. No. 1 (17). P. 1-18. https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2011.01560.x
22. Schlosser A.E. Self-disclosure versus self-presentation on social media // Current Opinion in Psychology. 2020. (31). P. 1-6. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2019.06.025
23. Seidman G. Self-presentation and belonging on Facebook: How personality influences social media use and motivations // Personality and Individual Differences. 2013. No. 3 (54). P. 402-407. https://doi.org/10.1016/j.paid.2012. 10.009
24. Vander Molen R.J., Kaplan S., Choi E., Montoya D. Judgments of the Dark Triad based on Facebook profiles // Journal of Research in Personality. 2018. (73). C. 150-163. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2017.11.010
25. Wang J.-L., Jackson L.A., Zhang D.-J., Su Z.-Q. The relationships among the Big Five Personality factors, self-esteem, narcissism, and sensation-seeking to Chinese University students’ uses of social networking sites (SNSs) // Computers in Human Behavior. 2012. No. 6 (28). C. 2313-2319. https://doi.org/10.1016/j.chb.2012.07.001
26. Winter S., Neubaum G., Eimler S.C., Gordon V., Theil J., Herrmann J., Meinert J., Krämer N.C. Another brick in the Facebook wall - How personality traits relate to the content of status updates // Computers in Human Behavior. 2014. (34). P. 194-202. https://doi.org/10.1016/j.chb.2014.01.048
Поступила в редакцию 2021-01-18
Опубликована 2021-04-15
Раздел
Психология
Страницы
45-53