ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЗАБОТЫ КАК АТРИБУТА ЗРЕЛОСТИ СУБЪЕКТОВ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

  • Татьяна Викторовна Слотина
    • ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  • Мария Валерьевна Карагачева
    • Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
  • Александра Владимировна Комарова
    • ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Ключевые слова: взаимоотношения, забота, зрелость, коллектив, куратор, вожатые, образ ребенка

Аннотация

В рамках процесса развития отношений между людьми рассматривается категория заботы как один из атрибутов достижения зрелых взаимоотношений. В русле концепции В.Н. Мясищева обосновываются определения категорий «взаимоотношения» и «забота». Изучаются основные идеи академика И.П. Иванова, воплощенные в целостной педагогической системе, носящей название «Педагогика общей заботы». Обосновывается необходимость развития гуманистических взаимоотношений через включение субъектов взаимоотношений в заботу друг о друге и о себе. Категория «забота» соотносится с понятием «ответственность». В работе затронут педагогический аспект заботы в системе взаимоотношений «ребенок - педагог - коллектив». Анализируется период студенчества как важный этап развития зрелости в системе взаимоотношений. В контексте изучаемой проблемы демонстрируются результаты эмпирических исследований образов ребенка, вожатого, учащихся, рефлексивных образов студентов. Представлены результаты исследования о проявлении родителями заботы о ребенке, обеспечивающей его психологическое благополучие.

Литература

1. Андреева М.В. Феноменология заботы личности: на примере учителей с разным уровнем успешности профессиональной деятельности: дис. … к. псих. н., Казань, 2009. 146 с.
2. Андреева М.В. К вопросу о психологическом механизме заботы: мат. I междунар. науч. конф. «Наука в современном мире», 22-23 мая 2015 г. // «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». М., 2015. № 6 (77). Ч. 4. С. 93-94.
3. Баранов А.А., Белокрылова М.В. Педагогическая забота как атрибут профессионализма субъекта обучения и воспитания // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Филология, педагогика, психология. 2007. С. 57-60.
4. Володин В.В. Смысловое содержание понятия «забота» // Манускрипт. 2020. Т. 13, № 8. С. 107-110.
5. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. СПб.: Речь, 2009. 141 с.
6. Ермакова Е.С., Ситников В.Л., Комарова А.В., Слотина Т.В. Психология и педагогика высшей школы. СПб.: ПГУПС, 2013. 71 с.
7. Захаров К.П. Педагогическая практика. Организация коллективной творческой деятельности (проведение сборов актива): учеб. пособие. СПб., 2019. 144 с.
8. Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. Киев: «Освита», 1992. 7 с.
9. Карагачева М.В., Комарова А.В., Ситников В.Л. Забота и ответственность куратора - основа формирования профессионализма студентов // Карминские чтения - 2013. Педагогический форум «Гуманистические идеи педагогики Игоря Петровича Иванова в современном образовании»: сб. труд. по мат. междунар. науч.-практ. конф. 2013. С. 195-204.
10. Карагачева М.В., Кедич С.И., Ситников В.Л. Социально-педагогическая рефлексия студентов психолого-педагогических специальностей // Ученые записки Забайкальского гос. гум.-пед. ун-та им. Н.Г. Чернышевского. 2012. № 5 (46). С. 264-271.
11. Крапивина Л.А., Ситников В.Л. Эмерджентный эффект невидимых активов командообразования на принципах творческого содружества поколений // Гуманитарный вектор. 2014. № 1 (37). С. 114-124.
12. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
13. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 400 с.
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. М.: ОНИКС 21 век: Мир и Образование, 2005. 947 с.
15. Платонова С.М. Педагогика заботы, или чем опасен эгоизм // Народное образование. 2018. № 1-2 (1466). C. 126-135.
16. Ситников В.Л., Кедич С.И., Комарова А.В., Слотина Т.В., Захаров К.П. Решение проблемы отражения человека человеком и выработки копинг-стратегий на кафедре возрастной психологии и педагогики семьи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 188. С. 86-91.
17. Ситников В.Л., Комарова А.В., Слотина Т.В. Практикум по психологии командообразования. СПб.: Петербургский гос. ун-т путей сообщения, 2011. 217 с.
18. Ситников В.Л. Гуманистическая психопедагогика командообразования на принципах общей заботы // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 1 (191). С. 78-87.
19. Ситников В.Л. Педагогика общей заботы - источник современной психологии командообразования // Российский гуманитарный журнал. 2014. Т. 3, № 2. С. 86-97.
20. Ситников В.Л., Слотина Т.В., Комарова А.В., Захаров К.П. Возможности интерактивных технологий в обучении будущих педагогов и психологов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. № 194. С. 132-142.
21. Слотина Т.В. Психология личности. СПб.: Питер, 2016. 304 с.
22. Социально-психологическая перцепция в системе образования: монография / Н.Б. Казначеева, М.В. Карагачева, С.И. Кедич, А.В. Комарова, Н.В. Парнюк, Л.А. Регуш, В.Л. Ситников / под общ. и науч. ред. В.Л. Ситникова; науч. ред. Л.А. Регуш. СПб.: ЭЛВИ-Принт, 2016. 150 с.
Поступила в редакцию 2020-11-02
Опубликована 2021-04-15
Раздел
Психология
Страницы
63-73