АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СООБЩЕСТВОМ ВУЗОВ ОПЫТА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

  • Наталья Александровна Хлебникова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Татьяна Ивановна Оконникова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Лариса Вячеславовна Баталова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционные образовательные технологии, онлайн-обучение, педагогическое сообщество вузов

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, проведенного с целью анализа и оценки нового педагогического опыта преподавателей, полученного в условиях дистанционного обучения в период самоизоляции весной 2020 г. По результатам анкетирования выявлено, что большинство педагогов оценивают этот период как более сложный в сравнении с периодом традиционного обучения, но при этом считают приобретенный опыт позитивным и полезным для будущего. Педагоги отметили, что им пришлось освоить современные цифровые инструменты, пригодные для дистанционного обучения (сервисы видео-конференц-связи, запись аудио- и видео-лекций, конструкторы онлайн-тестов и др.), а также по-новому взглянуть на возможности социальных сетей, мессенджеров и системы электронного обучения Удмуртского государственного университета. В оценке степени освоения студентами учебного материала в условиях дистанционного обучения мнения педагогов разошлись. 55,5 % преподавателей считает, что студенты освоили материал на том же уровне, как и в условиях офлайн-обучения, или даже лучше; 44,4 % отметили, что произошло снижение этого уровня. Необходимость обеспечения соответствующего качества образования требует поиска путей решения проблем, возникающих в процессе дистанционного обучения.

Литература

1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. 196 c.
2. Бикмаева К.И. Дистанционное обучение в Монголии в период пандемии коронавируса в 2020 году // Современное педагогическое образование. 2020. № 5. С. 9-14.
3. Букейханов Н Р., Гвоздкова С.И., Бутримова Е.В. Оценка эффективности цифровых технологий преподавания в условиях СOVID-19 // Российские регионы: взгляд в будущее. 2020. № 2. С. 62-75.
4. Вольчик В.В., Ширяев И.М. Дистанционное высшее образование в условиях самоизоляции и проблема институциональных ловушек // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. № 2. С. 235-248.
5. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов-н/Д: Мысль, 1999. 368 с.
6. Белянин В.В., Кузьмин О.Б., Сердюк С.В., Васильев А.А. Дистанционное обучение как неотъемлемая часть образовательной среды // Педагогические и социологические аспекты образования. Чебоксары, 2018. С. 20-22.
7. Дронова Е.Н. Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования // Преподаватель XX ВЕК. 2018. № 3-1. С. 26-34.
8. Дьяконова И.А. Требования к компетенциям профессорско-преподавательского состава в условиях цифровой трансформации университета // Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 136-140.
9. Краснова Г.А., Можаева Г.В. Электронное образование в эпоху цифровой трансформации. Томск: Изд. дом Том. гос. ун-та, 2019. 200 с.
10. Можаева Г.В. Онлайн-обучение в современном университете: от брендирования и рекрутинга к новому качеству образования // Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 251-256.
11. Опыт дистанционного обучения в условиях пандемии Covid-19 / Г.У. Лутфуллаев, У.Л. Лутфуллаев, Ш.Ш. Кобилова, У.С. Неъматов // Проблемы педагогики. 2020. № 4 (49). С. 66-69.
12. Половина педагогов оказались не готовы к переходу на дистанционное обучение // НАФИ. 2020. 7 апр. URL: https://nafi.ru/analytics/polovina-pedagogov-okazalis-ne-gotovy-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie (дата обращения: 10.01.2021).
13. Пьянников М.М. К вопросу о понятиях «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» // Гуманитарный вектор. 2010. № 1. С. 41-45.
14. Роль диджитал-технологий в туристском образовании / И.Ф. Игнатьева, Э.Р. Кутыева, И.Н. Чурилина, Т.Ю. Анисимов // Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 242-246.
15. Рубцова О.Л. Проблемы формирования новых компетенций преподавателей в условиях цифровой экономики // Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 140-143.
16. Рулиене Л.Н. Дистанционное обучение: сущность, проблемы, перспективы. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. 272 с.
17. Система образования оказалась не готова к переходу на дистанционное обучение в условиях пандемии // НАФИ. 2020. 4 апр. URL: https://nafi.ru/analytics/sistema-obrazovaniya-okazalas-ne-gotova-k-perekhodu-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemi (дата обращения: 10.01.2021).
18. Тарасенко О.С. Опыт внедрения дистанционных технологий обучения в ТТИ ЮФУ // Известия Южного Федерального университета. Технические науки. 2013. № 10. С. 141-147.
19. Устюгова В.Н., Валитов Р.А., Ермолаев И.С. Особенности внедрения и эксплуатации системы дистанционного обучения в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете // Образовательные технологии и общество. 2011. № 3. С. 311-336.
20. Хлебникова Н.А., Оконникова Т.И. Оценка и анализ цифровой грамотности педагогов и студентов вуза как фактора готовности к использованию дистанционных образовательных технологий // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30, вып. 4. С. 390-406.
21. Ценер Т.С., Ошкина А.В. Особенности обучения в онлайн-формате в высшей школе в форсированных условиях // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. Vol. 5-3 (44). С. 170-177.
22. Церюльник А.Ю. Функционирование университета в условиях дистанционного формата обучения в период пандемии COVID-19 // Гуманитарный научный вестник. 2020. № 5. С. 139-143.
23. Шамина Н.В. Онлайн-обучение в образовательном процессе: сильные и слабые стороны // Казанский педагогический журнал. 2019. № 2 (133). С. 20-25.
24. Connell R. Reflections on COVID-19 and Education. Centre for Education and International Development. 2020. URL: https://blogs.ucl.ac.uk/ceid/2020/07/06/connell (дата обращения: 28.09.2020).
25. Covid-19: Higher Education challenges and responses. URL: https://www.iau-aiu.net/Covid-19-Higher-Education-challenges-and-responses (дата обращения: 27.12.2020).
26. Jyoti B., Ishani B. Impact of Covid-19 Pandemic on Higher Education: A Critical Review. URL: http://www.guninetwork.org/ report/impact-covid-19-pandemic-higher-education-critical-review (дата обращения: 28.09.2020).
27. Miller M.D. Online Learning: Does It Work? In Minds Online: Teaching Effectively with Technology. Harvard University Press, 2016. P. 19-41.
28. Sustainable higher education and Technology-Enhanced Learning / L. Daniela, A. Visvizi, C. Gutierrez-Braojos, M. Lytras // Sustainability. 2018. Vol. 10 (11). P. 3883.
Поступила в редакцию 2021-01-12
Опубликована 2021-04-15
Раздел
Педагогика
Страницы
83-93