ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И НАУЧНОЕ ДОНОРСТВО В АДАПТИВНО-ПРОДУКТИВНОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Сергей Валерьевич Коновалов
    • Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королёва (Самарский университет)
  • Николай Анатольевич Козырев
    • Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк
  • Ольга Анатольевна Козырева
    • Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк
Ключевые слова: педагогическая методология, педагогическое моделирование, педагогическая поддержка, научное донорство, самореализация личности

Аннотация

В статье отражены возможности использования адаптивно-продуктивного подхода в развитии личности, создании востребованных продуктов деятельности и нового профессионально-педагогического знания. В структуре адаптивно-продуктивного развития личности в системе непрерывного образования выделены возможности использования педагогической поддержки и научного донорства, что обусловлено гуманизацией и возрастосообразностью развития личности в социально, профессионально и личностно ориентированных средах. Определены модели связи педагогической поддержки и научного донорства в развитии личности в системе непрерывного образования. Уточнено понятие «научное донорство» с позиции традиционной и инновационной педагогики. В традиционной педагогике используются широкий, узкий и локальный смыслы, в инновационной педагогике - адаптивно-продуктивный, креативно-продуктивный, синергетический, унифицированный смыслы. Раскрыт выбор методов и форм организации научного донорства в системе непрерывного образования. Системно детализированы в описании функции педагогической поддержки и научного донорства, принципы реализации идей педагогической поддержки и научного донорства, педагогические условия повышения результативности педагогической поддержки и научного донорства в адаптивно-продуктивном развитии личности в системе непрерывного образования. Определены перспективы развития идеи педагогической поддержки и научного донорства в адаптивно-продуктивном развитии личности в системе непрерывного образования.

Литература

1. Адамова Л.К., Сивцев Н.Н. Организация научно-исследовательской работы студентов в физкультурном вузе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2018. № 4. С. 63-65.
2. Асташова Н.А., Бондырева С.К., Черкасова К.А. Позитивная образовательная среда как условие качества школьного образования // Мир образования - образование в мире. 2018. № 4 (72). С. 48-58.
3. Балицкая Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическая поддержка в системе непрерывного образования как основа адаптивно-продуктивного развития личности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 5 (80). С. 145-154.
4. Балицкая Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретизация успешности продуктивного становления личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 3 (78). С. 130-142.
5. Богуславский М.В., Неборский Е.В. Разработка конкурентных образовательных продуктов в сфере высшего образования: методологические основания // Проблемы современного образования. 2017. № 3. С. 45-51.
6. Бордовская Н.В., Кошкина Е.А. Терминологическая компетентность специалиста: проявление и уровни развития // Человек и образование. 2016. № 3 (48). С. 4-11.
7. Вербицкий А.А. Метод проектов - форма организации учебной деятельности обучающихся // Профессиональное образование. Столица. 2019. № 2. С. 36-40.
8. Вербицкий А.А., Трунова Е.Г. Проблемы адекватности понятийного аппарата современного образования // Педагогика. 2017. № 8. С. 3-15.
9. Гайдамашко И.В., Войтикова М.А. Психологические факторы эффективного управления кадровой работой научной организации // Вестник Тверского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2019. № 4 (49). С. 16-25.
10. Гапиенко Т.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Педагогическая поддержка и фасилитация в модели развития обучающегося в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер. Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 5-10.
11. Гарец Д.Б., Александрова А.Н., Горелов А.А. О формировании творческих способностей курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России на начальном этапе // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. № 2. С. 82-83.
12. Горбунова Н.В. Методологические основы аксиологического подхода в профессиональном педагогическом образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 106-108.
13. Горбунова Н.В. Теоретические аспекты технологизации образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 100-103.
14. Горбунова Н.В., Светличный Е.Г. Педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих юристов в вузе // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2018. № 1 (41). С. 119-126.
15. Гутак О.Я., Козырев Н.А., Козырева О.А. Профессионализм личности как продукт персонификации развития и непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 1. С. 10-14.
16. Донцов А.И., Донцов Д.А. Научно-методологические основания понимания контекста социализации и социально-психологического развития личности // Школьные технологии. 2018. № 4. С. 10-17.
17. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Профессиональная направленность личности как компонент социального становления человека // Школьные технологии. 2011. № 6. С. 163-171.
18. Дэкон В.Н., Гутак О.Я., Черных Т.А. Педагогические основы социализации личности в модели научно-исследовательской деятельности // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 6 (75). С. 211-218.
19. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. О проектировании инновационных образовательных практик // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 1 (106). С. 8-15.
20. Ильясов Д.Ф., Ильясова О.А. Функции преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования в осуществлении популяризации научных знаний среди учителей общеобразовательных школ // Казанский педагогический журнал. 2017. № 1 (120). С. 51-56.
21. Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А. Популяризация научных психолого-педагогических знаний среди педагогов общеобразовательных организаций с использованием метода кинопедагогики // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 2 (35). С. 5-15.
22. Калимуллина О.А., Варламов С.А. Роль социально-культурных практик в формировании профессионально-ориентированных взглядов курсантов вузов МВД России // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 2. С. 103-107.
23. Калимуллина О.А., Кучекеева Л.А., Горбунова Н.В. Сущность социально-культурной среды дополнительного образования // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 2. С. 99-103.
24. Карпинский К.В., Гижук Т.В. Карьерная регуляция и профессиональная успешность личности // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2, № 3. С. 86-118.
25. Кобзарь Т.К., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Педагогические конструкты и педагогические конструкторы в изучении и исследовании основ педагогической поддержки личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3, № 2. С. 111-118. DOI:10.21603/2542-1840-2019-3-2-111-118.
26. Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретико-эмпирическое обоснование связи формирования культуры самостоятельной работы личности и патентно-технической культуры личности в системе непрерывного образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020. № 1 (76). С. 194-208.
27. Козырева О.А. Педагогическая поддержка, фасилитация и научное донорство в формировании человеческого капитала // Человеческий капитал как ключевой фактор социально-экономического развития региона: матер. Всеросс. науч.-практич. междисципл. конфер.; / под ред. д-ра ист. наук, проф. В.В. Моисеева (Белгород, 6-7 февраля 2020 г.). Т. 1. Орёл: АПЛИТ, 2020. С. 243-257.
28. Козырева О.А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 2. С. 1. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-1.
29. Козырева О.А. Теоретизация управления качеством организации научно-исследовательской работы сотрудников и студентов училища олимпийского резерва // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2019. № 4. С. 46-50.
30. Козырева О.А. Технологизация, унификация и научное донорство в системе непрерывного образования // Вестник СОГУ. 2020. № 3. С. 106-113. DOI: https://doi.org/10.29025/1994-7720-2020-3-106-113.
31. Козырева О.А., Козырев Н.А., Коновалов С.В. Педагогическое моделирование и педагогические конструкты в формировании культуры самостоятельной работы личности // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 9. С. 177-181.
32. Коновалов С.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Профессионализм личности как универсальная категория современного образования // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 2 (47). С. 334-343. DOI: 10.25683/ VOLBI.2019.47.203.
33. Коновалов С.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретизация в педагогической науке: общенаучный и общепрофессиональный аспекты // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 4 (45). С. 376-385. DOI: 10.25683/ VOLBI.2018.45.409.
34. Коновалов С.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Теоретико-методологические возможности использования педагогического моделирования в системе педагогического и инженерно-технического образования // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29, вып. 1. С. 72-86.
35. Коротков А.М., Сергеев Н.К. Интеграционные тенденции в современном российском образовании // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 8 (141). С. 4-10.
36. Кулешова М.В., Румба О.Г., Горелов А.А. Двигательная активность как средство социализации студентов // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 3-4 (155-156). С. 79-88.
37. Леонов Н.И., Ким Д.Т. Организационно-педагогические условия эффективности воспитательной работы в спортивной школе восточных видов единоборств // Вестн. Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 29, вып. 1. С. 87-93.
38. Логачева Н.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Проектирование и реализация возможностей повышения качества самореализации и сотрудничества личности в спортивно-образовательной среде // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. 2019. Т. 24, № 183. С. 91-101. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-183-91-101.
39. Нечаев Н.Н. Категория развития как основа психолого-педагогических исследований образования // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 3. С. 57-66.
40. Осмоловская И.М. Методология педагогики в контексте современного научного знания // Проблемы современного образования. 2016. № 5. С. 149-158.
41. Пожаркин Д.И., Савичева Е.В., Угольникова О.А. Роль спортивно-образовательной среды ДЮСШ в исследовании, формировании и теоретизации качества развития личности // Образование. Карьера. Общество. 2020. № 1 (64). С. 24-27.
42. Судьина Л.Н., Козырева О.А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С. 152-156.
43. Сысоев А.А., Весна Е.Б., Александров Ю.И. О современной модели инженерной подготовки // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 7. С. 94-101.
44. Тряпицына А.П., Писарева С.А. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования // Человек и образование. 2014. № 3 (40). С. 4-12.
45. Туманова Т.Н., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Педагогическая поддержка как модель и продукт педагогической деятельности и непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер. Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 25-30.
46. Чудинова С.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Педагогические условия оптимизации моделирования основ педагогической поддержки личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3, № 1. С. 21-28. DOI: 10.21306/2542-1840-2019-3-1-21-28.
47. Шукшина Т.И., Замкин П.В., Мирошкин В.В. Проблема повышения качества образовательных достижений студентов факультетов физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2016. № 8. С. 11-13.
48. Языкова О.В., Горюшкина О.С., Козырева О.А. Концепция как конструкт и продукт инновационной педагогики // Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». 2020. № 1 (24). Март. (http://ce.if-mstuca.ru)
Поступила в редакцию 2021-01-18
Опубликована 2021-04-15
Раздел
Педагогика
Страницы
94-107