РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНИКИ КАК СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

  • Инна Геннадиевна Жуковская
    • ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России
  • Илья Николаевич Леонов
    • ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России
  • Татьяна Филипповна Вострокнутова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: учебная мотивация, рефлексия, рефлексивные техники, нерандомизированный квазиэксперимент, студенты медицинского вуза

Аннотация

В статье представлены результаты применения рефлексивных техник и их эффекты на учебную мотивацию студентов медицинского вуза. В контексте реализации гуманистической парадигмы в педагогике анализируется роль мотивации в регуляции учебной деятельности. Рефлексия субъектами педагогического процесса содержания собственной мотивационно-потребностной сферы рассматривается как фактор конструирования субъективного смысла учебной деятельности. Обнаружено, что у студентов медицинского вуза профессиональные мотивы являются доминирующими в учебной мотивации, а мотивы избегания - наименее выраженными. В результате квазиэксперимента с двумя нерандомизированными группами оценен эффект рефлексивных техник на учебную мотивацию. В частности, сохранилась неизменная структура учебной мотивации в экспериментальной группе, при этом в контрольной группе обнаружено снижение профессиональных и усиление коммуникативных мотивов к моменту окончания квазиэксперимента.

Литература

1. Агранович Н.В., Кнышова С.А. Изучение мотивации учебной деятельности студентов медицинских вузов и её роль в формировании готовности к будущей профессии // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2 (часть 2). URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22799 (дата обращения: 25.10.2020).
2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография. Улан-Удэ, 2004.
3. Буравцова Н.В., Коваленко В.И., Думрауф Ю.А. Формирование учебно-познавательной мотивации с помощью социально-психологического тренинга // МНКО. 2014. № 4 (47).
4. Бурухина Т.Ф., Винокуров Е.Г. Развитие рефлексивных способностей личности как педагогическая задача // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 13 (76).
5. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995.
6. Давыдов В.В. Последние выступления. М., 1998.
7. Кашлев C.C. Организация рефлексивной деятельности участников процесса экологического образования // Социально-экологические технологии. 2011. № 1.
8. Корчажкина О.М. Построение рефлексивной модели современного учителя // Педагогика. 2012. № 3.
9. Курносикова Е.А. Рефлексия как фундаментальный компонент в педагогическом процессе // Вестник МГУ. 2007. № 2.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983.
12. Метаева В.А. Акмеологическое значение рефлексии // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 1.
13. Попов Е.Б. Гуманистическая педагогика в образовательной действительности: автореф. дис. … докт. пед. наук / РГПУ. СПб., 2007.
14. Рефлексия в науке и обучении: сб. науч. трудов / под ред. И.С. Ладенко. Новосибирск: ИИФ-ФСО, 1989.
15. Сластенин В.А., Руденко Н.Г. О личностно ориентированных технологиях подготовки учителя // Высшее образование России. 2012. № 6.
16. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: практическое пособие / пер. с нем. 2-е изд. М.: Генезис, 2000.
17. Keselman H.J., Huberty C.J., Lix L.M., Olejnik S., Cribbie R., Donahue B., Kowalchuk R.K., Lowman L.L., Petoskey, Keselman J.C., Levin J.R. Statistical practices of educational researchers: An analysis of their ANOVA, MANOVA, and ANCOVA analyses // Review of Educational Research. 1998. Vol. 68 (3).
18. Verma J.P., Abdel-Salam G. Abdel-Salam. Testing Statistical Assumptions in Research. New York: Wiley, 2019.
Поступила в редакцию 2021-01-18
Опубликована 2021-04-15
Раздел
Педагогика
Страницы
120-131