ФИЛОСОФИЯ В ПОЛЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

  • Ирина Викторовна Журбина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: неолиберализм, человеческий капитал, капитализация знания, гуманитарные науки, философия, герменевтический тип мышления, диалог

Аннотация

В статье рассматривается проблема современного статуса философии в условиях коммерциализации высшего образования, превращающей университет в предпринимательскую организацию. Показано, что неолиберальная политика коммерциализации высшего образования радикально изменяет структуру образовательного процесса и подводит к пределу гуманизм как образовательную модель, неразрывно связанную с развитием гуманитарных дисциплин. В эпоху капитализации знания доминирующим становится принцип утилитаризма. Обосновывается необходимость преодоления неолиберальной тенденции и возвращения к гуманитарным дисциплинам, которые в современном мире сохраняют культуру человеческого мышления. Установлено, что построение процесса университетского образования по модели «бытия-в-месте» актуализирует мышление, возвращающее человека из инертности не мыслящего существования. Раскрывается специфика философии как практики мышления и языка, сохраняющая основы человеческого бытия и развивающая герменевтический тип мышления личности как persona. Герменевтический тип мышления ориентирован на самопонимание человеком самого себя как личности и способствует пониманию Другого, диалог с которым открывает возможность не только посмотреть на себя по-другому, но и понять «точку зрения» Другого, тем самым открывая иной горизонт видения мира в целом.

Литература

1. Агамбен Дж. Средства без цели. Заметки о политике / пер. итал. Э. Саттарова. М.: Гилея, 2015. 148 с.
2. Арендт Х. Философия и политика // История философии. Вып. 13. М.: ИФ РАН, 2008. С. 153-180.
3. Арендт Х. Ответственность и суждение / пер. с англ. Д. Аронсона, С. Бардиной, Р. Гуляева. М.: Изд. Института Гайдара, 2013. 352 с.
4. Аристотель. Никомахова этика / пер. с древнегреч. Н.В. Брагинской // Аристотель. Этика. М.: АСТ: Астрель, 2011. 492 с.
5. Батлер Дж. Заметки к перформативной теории собрания. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 248 с.
6. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 390 с.
7. Бок Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования / пер. с англ. С. Карпа. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 224 с.
8. Виссема Й. Университет третьего поколения. Управление университетом в переходный период / пер. с англ., науч. ред. В.С. Катькало. М.: Олимп-Бизнес, 2016. 432 с.
9. Власова О.А. Статус истории философии в общегуманитарном поле и университетской системе: перспектива самосознания // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 4. С. 93-105.
10. Горц А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал / пер. с фр. и нем. М. Сокольской. М.: Издательский дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. 208 с.
11. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1990. 399 с.
12. Журбина И.В. Концепция политического общения Аристотеля в контексте «лингвистического поворота» // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30, вып. 1. С. 11-20.
13. Захарова У.С., Танасенко К.И. МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 176-202. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39555190
14. Карелин В.М., Кузнецова Н.И., Грифцова И.Н. «Философия» как учебный курс: смена концепта // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 64-74.
15. Кирабаев Н.С. Воспитание гражданина: о преподавании философии в высших учебных заведениях России // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 19-33.
16. Кондратьева С.Б. Зачем студенту философия: проблемы преподавания философии в высшей школе // Проблемы современного образования. 2018. № 2. С. 27-32.
17. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / пер. с англ. А. Смирнова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. 240 с.
18. Корсани А. Капитализм, биотехнонаука и неолиберализм // Горц А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал. М.: Издательский дом Гос. ун-та Высшей школы экономики, 2010. С. 162-192.
19. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
20. Миронов В.В. О школьном образовании, гуманитарном знании и уровнях изучения философии // Вопросы философии. 2018. № 6. С. 19-33.
21. Ридингс Б. Университет в руинах / пер. с англ. А.М. Корбута. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 304 с.
22. Ритцер Дж. Макдональдизация общества 5 / пер. с англ. А. Лазарева. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. 592 с.
23. Семенова Т.В., Вилкова К.А., Щеглова И.А. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России // Вопросы образования. 2018. № 2. С. 173-197. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35203143
24. Соловей И.В. Учебно-методические материалы к лекции «Введение в философию как философствование» // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2016. № 4. С. 28-32.
25. Стендинг Г. Прекариат: новый опасный класс. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 328 с.
26. Тощенко Ж.Т. Прекариат: новый социальный класс // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 3-13.
27. Фуко М. Рождение биополитики. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978-1979 учебном году / пер. с фр. А.В. Дьякова. СПб.: Наука, 2010. 448 с.
28. Фуллер С. В чем уникальность университетов? Обновление идеала в эпоху предпринимательства / пер. С.Р. Филоновича // Вопросы образования. 2005. № 2. С. 50-76.
29. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993. С. 192-220.
30. Штайн Р. Поддержка онлайн-инициатив в образовании // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 188-198.
31. Ясперс К. Введение в философию [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/ yasp/vvedfil.php
Поступила в редакцию 2021-03-13
Опубликована 2021-07-09
Раздел
Философия
Страницы
147-154