ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕННОСТЕЙ И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

  • Александр Михайлович Лесин
    • ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова»
Ключевые слова: терминальные и инструментальные ценности, декларируемые ценностные представления, собственно личностные ценности, ценностные карьерные ориентации, студенты гуманитарных направлений подготовки

Аннотация

В статье представлены результаты исследования ценностей, которые связаны с ценностными карьерными ориентациями студентов-гуманитариев. Показано, что наиболее предпочтительной ценностной карьерной ориентацией является направленность на стабильность работы, а наименее - на предпринимательство. Среди ценностей-целей наибольшее количество взаимосвязей с ценностными карьерными ориентациями получила ценность удовольствия, а среди инструментальных - чуткость. В результате анализа полученных данных были описаны корреляционные связи между значимостью декларируемых ценностных представлений и собственно личностных ценностей и ценностными карьерными ориентациями студентов. Среди декларируемых ценностей наибольшим количеством взаимосвязей с этими ориентациями обладали ценности высокого социального положения, физической привлекательности и любви к природе, а среди собственно личностных - ценности уважения, помощи людям и роскошной жизни. Сделаны выводы о возможностях применения полученных данных специалистами в области профессионального самоопределения личности, а также практическими психологами и педагогами в процессе обучения студентов гуманитарных направлений подготовки.

Литература

1. Быков А.В., Настина Е.А. Взаимосвязи ценностных установок и карьерных достижений (по данным исследования молодежи) // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 67-77. DOI: 10.31857/S013216250009288-9
2. Доронина Н.Н. Карьерные ориентации студентов вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2017. № 28 (277). С. 179-185.
3. Егорычев А.М. Социальное становление человека: развитие, воспитание и социализация на смыслах и ценностях национальной культуры // Педагогическое образование и наука. 2016. № 5. С. 78-83.
4. Кожевина А.П. Динамика карьерных ориентаций студентов в процессе профессионального обучения // Психология в экономике и управлении. 2017. Т. 9, № 2. С. 63-73. DOI: 10.17150/2225-7845.2017.9(2).63-73
5. Лагутина М.С. Особенности карьерных ориентаций студентов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6, ч. 3. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35800 (дата обращения: 11.01.2021).
6. Леонов Г.А., Соломатина А.С. Исследование ценностных ориентаций студентов 6 курса лечебного факультета РязГМУ // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. Т. 6, № 4 (23). С. 683-695. [Электронный ресурс]. URL: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=348 (дата обращения: 07.12.2020). DOI: 10.23888/ humJ20184683-695
7. Леонова Т.И., Лесин А.М. Взаимосвязи между ценностями и самоотношением студентов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти академика РАО А.В. Петровского «Социальная психология и общество: история и современность» (15-16 октября 2019 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 141-144.
8. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 1996. № 4. С. 35-44.
9. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.
10. Лесин А.М. Взаимосвязи особенностей инициативности с карьерными ориентациями студентов гуманитарных специальностей // Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 80-летию д. психол. наук, профессора А.И. Крупнова «Личность в современном обществе: образование, развитие, самореализация» (26-27 апреля 2019 г.). М.: Издательство РУДН, 2019. С. 105-111.
11. Лесин А.М. Определение личностной значимости и содержания ценностей // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, № 4 (31). С. 445-455. [Электронный ресурс]. URL: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=460 (дата обращения: 07.12.2020). DOI :10.23888/humJ20204445-455
12. Лесин А.М. Особенности ценностных ориентаций студентов-первокурсников // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. Т. 6, № 4 (23). С. 672-682. [Электронный ресурс]. URL: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=347 (дата обращения: 11.01.2021). DOI: 10.23888/humJ20184672-682
13. Миронова Т.Л. Карьерные ориентации и мотивация трудовой деятельности менеджеров // Вестник Бурятского государственного университета. 2008. № 5. С. 33-50.
14. Петрухина С.Р. Особенности ценностных ориентаций студентов различных профилей профессиональной подготовки // Психолог. 2017. № 4. С. 10-20. DOI: 10.25136/2409-8701.2017.4.21811
15. Пучкова Е.Б., Темнова Л.В., Сорокоумова Е.А., Курносова М.Г. Взаимосвязь ценностей и карьерных ориентаций современных подростков // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 5. С. 27-36. DOI: 10.17759/pse.2019240503
16. Рябкова Л.А. Ценностные ориентации в карьере // Социодинамика. 2017. № 4. С. 76-93. DOI: 10.7256/2409-7144.2017.4.20135
17. Соловьева Е.М., Заусенко И.В. Ценности и карьерные ориентации студентов педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ ru/article/view?id=20248 (дата обращения: 12.01.2021).
18. Халудорова А.В. Взаимосвязь ценностных и карьерных ориентации современных студентов // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. С. 110-116.
19. Шевелёва А.М. Карьерные ориентации студентов-психологов в сочетании с учебно-трудовыми мотивами // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/74PSMN519.pdf (дата обращения: 11.01.2021).
Поступила в редакцию 2021-01-12
Опубликована 2021-07-09
Раздел
Психология
Страницы
170-178