ОБРАЗОВАНИЕ В ЭПОХУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ: СОГЛАСОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

  • Алексей Анатольевич Мирошниченко
    • ФГБОУ ВО «Глазовский педагогический институт им. В.Г. Короленко»
  • Дина Рафаиловна Мерзлякова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: Национальная технологическая инициатива, целеполагание, участники образовательных отношений

Аннотация

В настоящее время особую актуальность приобретает изучение факторов готовности участников образовательных отношений обучаться и развиваться в новых технологических условиях. В связи с этим в статье авторы анализируют факторы, влияющие на целеполагание участников образовательных отношений. В 2020/2021 учебном году в Удмуртской Республике было проведено компьютерное анкетирование, в ходе которого были проанализированы мнения участников образовательных отношений о целеполагании в эпоху национальной технологической инициативы (НТИ). В анкетировании приняли участие 182 школьника, родители учащихся начальной и средней школы - 174 человека, и 154 педагога-предметника. Представлены результаты ответов на вопросы об осведомленности о рынках НТИ и готовности внедрять их в свою жизнь. По результатам анкетирования установлено, что информированность школьников о технологиях НТИ выше, чем у родителей и педагогов. Выявлены тенденции согласования целей участников образовательных отношений, которые обеспечивают готовность выпускника общеобразовательной организации к решению задач НТИ. Выявлены положительные связи между уровнем готовности педагогов внедрять инновации и уровнем осведомленности родителей о технологиях НТИ, уровнем готовности школьников внедрять в свою жизнь технологии НТИ и уровнем готовности родителей использовать эти технологии.

Литература

1. Гриценко Л.И. Личностно-социальная концепция А.С. Макаренко в современной педагогике (сравнительный анализ отечественного и зарубежного макаренковедения): дис. … докт. пед. наук. Тюмень, 1998. 372 с. URL: http://makarenko-museum.ru/lib/Science/Gricenko/Gricenko_L_I_Dissertation_1998.pdf (дата обращения: 12.04.2021).
2. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. 223 с. URL: https://bib.convdocs.org/v39323 (дата обращения: 12.04.2021).
3. Коростылева Н.Я. Педагогическое целеполагание в современной школе как объект управления: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2002. 144 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002898509 (дата обращения: 12.04.2021).
4. Маламуд Н.И. Формирование педагогически целесообразных взаимоотношений в условиях традиционной модели школьного образования: дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. 140 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000255128 (дата обращения: 12.04.2021).
5. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. // Соч. Т. 23, гл. 5. М.: Политиздат, 1967. 588 с. URL: https://informaxinc.ru/lib/marx/23.html (дата обращения: 12.04.2021).
6. Мирошниченко А.А., Мерзлякова Д.Р. Подготовка магистрантов к формированию команд обучающихся для проектной деятельности // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 1 (30). С. 1. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1057 (дата обращения: 12.04.2021).
7. Новиков П.Н. Движение к непрерывному профессиональному и профессионально-педагогическому образованию // Образование и наука. Будущее в ретроспективе: науч.-метод. сб. / авт.-сост. Е.В. Ткаченко. Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005. С. 171-181. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-nepreryvnogo-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 12.04.2021).
8. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 576 с. URL: http://www.gpa.cfuv.ru/ courses/os-ped-mast (дата обращения: 12.04.2021).
9. Стригин Е.М. Национальная технологическая инициатива // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. 2016. № 22. С. 8. URL: http://vsoa.esrae.ru/188-989 (дата обращения: 12.04.2021).
10. Чупин В.Н. Аттестация общеобразовательных школ как средство развития целеполагания их руководителей: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2000. 162 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000235736 (дата обращения: 12.04.2021).
11. Эрлих О.В. Модель согласования целей субъектами педагогического процесса в условиях современной школы: дис. … канд. пед.наук. СПб., 1999. 168 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003195685 (дата обращения: 12.04.2021).
12. Adamuthe A.C., Vhatkar R.V. Improved Neural Network Tool: Application to Societal Forecasting Problems // Techno-Societal 2018 / P. Pawar, B. Ronge, R. Balasubramaniam, A. Vibhute, S. Apte (ed.). Springer, Cham, 2020. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-3-030-16962-6_1 (accessed: 12.04.2021).
13. Ally M. Competency Profile of the Digital and Online Teacher in Future Education. DOI: 10.19173/ irrodl.v20i2.4206 // International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2019. Vol. 20, no. 2. URL: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/4206 (accessed: 12.04.2021).
14. Baker R.S., Inventado P.S. Educational Data Mining and Learning Analytics. DOI: 10.1007/978-1-4614-3305-7_4 // Learning Analytics. 2014. P. 61-75. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-1-4614-3305-7_4 (accessed: 12.04.2021).
15. Bezuidenhout A. Analysing the Importance-Competence Gap of Distance Educators with the Increased Utilisation of Online Learning Strategies in a Developing World Context. DOI 10.19173/ irrodl.v19i3.3585 // International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2018. Vol. 19, iss. 3. P. 264-281. URL: http://www.irrodl.org/ index.php/irrodl/article/view/3585 (accessed: 12.04.2021).
16. Dix G. Microeconomic Forecasting: Constructing Commensurable Futures of Educational Reforms. DOI: 10.1177/ 0306312719837364 // Social Studies of Science. 2019. Vol. 49, iss. 2. P. 180-207. URL: https://journals.sagepub.com/doi/10.1177/0306312719837364 (accessed: 12.04.2021).
17. Dutt A.A., Ismail M.A., Herawan T. Systematic Review on Educational Data Mining. DOI: 10.1109/ ACCESS.2017.2654247 // IEEE ACCESS. 2017. Vol. 5. P. 15991-16005. URL: https://ieeexplore.ieee.org/stamp/stamp.jsp?tp=&arnumber=7820050 (accessed: 01.02.2020).
18. Forecasting the Development of Professional Education / S.M. Markova, S.A. Tsyplakova, C.P. Sedykh. DOI: 10.1007/978-3-030-32015-7_51 // The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems ; E. Popkova, B. Sergi (ed.). Springer, Cham. 2020. Vol. 91. P. 452-459. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-3-030-32015-7_51 (accessed: 12.04.2021).
19. Kreitz K. Toward a Latinx Digital Humanities Pedagogy: Remixing, Reassembling, and Reimagining the Archive. DOI: 10.1080/09523987.2017.1391524 // Educational Media International. 2017. Vol. 54, iss. 4. P. 304-316. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/09523987.2017.1391524 (accessed: 12.04.2021).
20. Nyamai D.K., Mugambi M., Imonje R. Competence-Based Education: New Wine in Old Wine Skins? // International Journal of Recent Innovations in Academic Research. 2019. Vol. 3, iss. 4. P. 60-74. URL: https://www.ijriar.com/docs/volume3/issue4/IJRIAR-07.pdf (accessed: 12.04.2021).
21. Romero C., Ventura S. Educational Data Mining and Learning Analytics: An Updated Survey. DOI: 10.1002/ widm.1355 // WIREs Data Mining and Knowledge Discovery. 2020. Vol. 10, iss. 3. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1002/widm.1355 (accessed: 12.04.2021).
22. Tetlock P.E., Gardner D. Superforecasting: The Art and Science of Prediction. New York: Crown Publishers, 2015. 241 p. URL: https://psycnet.apa.org/record/2015-22864-000 (accessed: 12.04.2021).
23. Tracy D., Hoiem E.F.M. Scaffolding and Play Approaches to Digital Humanities Pedagogy: Assessment and Iteration in Topically-Driven Courses // Digital Humanities Quarterly. 2017. Vol. 11, no. 4. URL: http://www.digitalhumanities.org/dhq/vol/11/4/000358/000358.html (accessed: 12.04.2021).
24. Zhou J., Wang G. “New Engineering Education” Concept Practice in Civil Engineering Professional. DOI: 10.1088/ 1755-1315/267/5/052052 // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Vol. 267. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/267/5/052052/pdf (accessed: 12.04.2021).
Поступила в редакцию 2021-04-12
Опубликована 2021-07-09
Раздел
Педагогика
Страницы
199-208