МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВУЗЕ

  • Екатерина Викторовна Ворсина
    • ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия»
  • Марина Геннадьевна Савельева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: междисциплинарность в вузе, междисциплинарное педагогическое взаимодействие, модель междисциплинарного педагогического взаимодействия

Аннотация

Внедрение идей междисциплинарного подхода в практику преподавания вузовских дисциплин целесообразно осуществлять на основании педагогического взаимодействия преподавателей различных дисциплин, которое должно происходить на пересечении следующих областей: содержательно-методологических областей каждой из дисциплин и педагогической области знаний. Процесс моделирования междисциплинарного педагогического взаимодействия включает постановку цели моделирования, выбор теоретических оснований, изучение структуры организации и координации методической работы в вузе, анализ нормативной документации вуза и анкетирование представителей профессорско-преподавательского состава. В статье раскрывается смысл понятия «междисциплинарное педагогическое взаимодействие», описывается разработанная структурная модель междисциплинарного педагогического взаимодействия в вузе. Концептуально-целевой блок содержит концептуальные основания, цель, задачи и принципы междисциплинарного педагогического взаимодействия; диагностико-прогностический блок включает методы, используемые для констатации уровня развития междисциплинарного взаимодействия в вузе; содержательный блок учитывает объекты междисциплинарного взаимодействия и классификацию междисциплинарных связей; организационно-деятельностный блок охватывает субъекты, формы, выстраивает алгоритм процедуры междисциплинарного педагогического взаимодействия; результативный блок описывает итоги междисциплинарного педагогического взаимодействия в вузе.

Литература

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Электронный ресурс] М.: ИКАР, 2009. URL: https://methodological_terms.academic.ru/(дата обращения: 20.04.2019).
2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. М., 2002. С. 192-193. URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/2396 (дата обращения: 20.04.2019).
3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Электронный ресурс]. М.: НМЦ СПО, 1999. URL: https://professional_education.academic.ru/1900 (дата обращения: 20.04.2019).
4. Данилов Ал.Б. [и др.] Междисциплинарная медицина / Ал.Б. Данилов, Ан.Б. Данилов, О.В. Курушина, А.Е. Барулин // Терапия. 2017. 7(17). С. 6-11.
5. Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования // Моделирование социально-педагогических систем: материалы региональной научно-практической конференции. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2004. С. 6-12.
6. Коротаева Е.В. Теория и практика педагогических взаимодействий: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 242 с.
7. Матвиевская Е.Г., Тавстуха О.Г. Институционализация профессиональной коллаборации педагогического сообщества // Высшее образование сегодня. 2018. № 6. С. 7-10.
8. Мокий В.С., Лукьянова Т.А. Междисциплинарные взаимодействия в современной науке: подходы и перспективы // Экономическая наука современной России. 2017. № 3 (78). С. 7-21.
9. Нараева Н.Ю., Попова О.А., Старцева С.В. Педагогическое взаимодействие в учебном процессе медицинского вуза // Научный альманах. 2016. № 10-2 (24). С. 138-141.
10. Писаренко В.И. Моделирование в современной педагогике // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-v-sovremennoy-pedagogike (дата обращения: 03.02.2021).
11. Сериков В.В. Метод моделирования в педагогическом исследовании [Электронный ресурс]. URL: http://www.instrao.ru/images/Kafedra/Презентация_к_лекции_В.В.Серикова_-_Метод_моделирования.pdf (дата обращения: 03.02.2020).
12. Станкевич Т.Г., Пенкин Н.П. О необходимости разработки инструментария для оценивания сформированности компетентностей // Труды Ижевской государственной медицинской академии: сб. научных статей. Ижевск, 2016. С. 159-160.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 95. URL: http://fgosvo.ru/news/2/1807
14. Шестакова Л.А. Теоретические основания междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Сер. 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013. 1 (2). С. 47-52.
15. Song A.An. Preservice teachers’ knowledge of interdisciplinary pedagogy: the case of elementary mathematics-science integrated lessons ZDM Mathematics Education 2017. 49: 237-248. URL: https://www.utep.edu/education/stemers/resources/An-2017-ZDM.pdf (accessed: 12.07.2020).
Поступила в редакцию 2021-04-21
Опубликована 2021-07-09
Раздел
Педагогика
Страницы
209-216