ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

  • Людмила Анатольевна Новикова
    • ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»
  • Ольга Викторовна Василькова
    • ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»
  • Ирина Сергеевна Акатьева
    • ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»
Ключевые слова: этническая идентичность, этнорелятивизм, межкультурная компетентность, межкультурное обучение, активные методы обучения, эмпатия, рефлексия

Аннотация

В статье рассматривается актуальная проблема становления и формирования этнической идентичности студентов сельскохозяйственного вуза как основы для развития межкультурной компетентности, необходимой и ключевой в современном мире. Этническая идентичность, формируясь в детстве и юности, сохраняет стабильность в течение всей жизни и является мощным фактором, определяющим эмоциональное состояние человека. В процессе межкультурной коммуникации проявления «чужого» и «своего» этноцентризма могут привести к агрессии либо к фрустрации и депрессии. Избежать нежелательных негативных последствий позволит менеджмент этнической идентичности (как важный компонент развитой межкультурной компетентности). Этническая идентичность может быть сформирована в процессе межкультурного обучения иностранным языкам в вузе на основе методологических принципов личностно-деятельностного, контекстного, компетентностного подходов. Формирование позитивной этнической и этнокультурной идентичности начинается с осознания специфики и особенностей родной культуры, что представляет определенную трудность, так как человек привык воспринимать ценности, традиции и обычаи своей собственной культуры как нечто само собой разумеющееся, незыблемое и неизменное. В связи с этим в содержание обучения необходимо включать этнические и культурные знания и умения, умения видения ситуации в разных перспективах на основе представлений о релятивности этнокультурных явлений, умения управлять собственным эмоциональным состоянием. При этом психологическими механизмами трансформации негативных стереотипов, осознания привычных этнических представлений, принятия культурного разнообразия как нормы являются самоанализ, эмпатия и рефлексия.

Литература

1. Ахаян А.А., Заир-Бек Е.С., Пискунова Е.В. Основания развития современной дидактики высшей школы [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. 2017. Вып. # 3 (июль). ART. 2504 URL: http://www.emissia.org/offline/2017/2504.htm
2. Бердичевский В.А. Межкультурное образование как основная концепция учебного процесса по русскому языку как иностранному на современном этапе // Русистика без границ. 2018. Т. 2, № 3. С. 81-93.
3. Василькова О.В. Методика обучения студентов языкового вуза лексике одобрения: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. Ижевск, 2011.
4. Василькова О.В. Содержательная структура речевых актов одобрения в педагогическом дискурсе (методологический аспект исследования) // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2010. № 3. С. 176-177.
5. Вербицкий А.А. Иноязычное образование в контексте профессии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 2 (796). С. 126-142.
6. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. № 1. С. 3-8.
7. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005. 352 с.
8. Красных В.В. Психолингвокультурология как наука о человеке говорящем сквозь призму лингвокультуры // (Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология: новые науки о человеке говорящем. М.: ГНОЗИС, 2016.
9. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО«МОДЭК», 2003. 536 с.
10. Малых Л.М. К вопросу о содержании понятия «мультилингвальное обучение» в российской системе образования // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31, вып. 1. С. 108-119.
11. Новикова Л.А., Акатьева И.С., Торхова Ю.В. Развитие межкультурной компетентности студентов бакалавриата при смешанной форме обучения деловой коммуникации на иностранном языке // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. № 4. С. 181-186.
12. Пассов Е.И. Метод диалога культур. Липецк, 2011.
13. Пенкина М.В. Межкультурная составляющая современных федеральных государственных образовательных стандартов по направлению подготовки «Лингвистика» (уровень бакалавриата и магистратуры) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7 (73), ч. 1. С. 203-208.
14. Полякова Т.Ю. Учет особенностей современного поколения студентов в процессе совершенствования системы подготовки по иностранному языку в вузе // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 2 (796). С. 43-54.
15. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: учебно-методическое пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 223 с.
16. Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 328 с.
17. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: СЛОВО, 2008.
18. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования URL: http://www.fgosvpo.ru
19. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Педагогический поиск, 2001. 384 с.
20. Щепилова А.В. Содержание и предметные результаты обучения иностранному языку: структурирование и описание // Иностранные языки в школе. 2018. № 1. С. 3-10.
21. Bennet M. Basic Concepts of Intercultural Communication. Selected Readings. Yarmouth, 1998.
22. European Union - “DigComp 2.1: The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use”, 2017 https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technical-research-reports/digcomp-21-digital-competence-framework-citizens-eight-proficiency-levels-and-examples-use
23. Haller M. Theory and method in the comparative study of values. Critique and alternative to Inglehart // European sociological review. Vol. 18. P. 150-151. URL: https://www.researchgate.net/publication/228753514_Theory_and_ Method_in_the_Comparative_Study_of_Values_Critique_and_Alternative_to_Inglehart
24. Schneider S.C., Barsoux J.-L. Managing Across Cultures. Dorchester, UK, 2003. 330 p.
25. Tatibadze S. The Role of Mother Tongue in Second Language Acquisition // International Journal of Multilingual Education. 2018. No. 11. P. 174-179.
Поступила в редакцию 2021-05-10
Опубликована 2021-07-09
Раздел
Педагогика
Страницы
217-225