САМОДЕТЕРМИНИРУЕМАЯ МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Наталия Александровна Хлыбова
    • Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
  • Ирина Валентиновна Томичева
    • Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
  • Ирина Викторовна Гиренко
    • Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
Ключевые слова: образовательная деятельность, дистанционное обучение, информационные компьютерные технологии, социальные сети, мотивация, самодетерминация, студенты

Аннотация

В статье изучается самодетерминируемая мотивация у студентов Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского (г. Симферополь) в контексте педагогической деятельности с использованием социальной сети «ВКонтакте» в качестве платформы для учебного взаимодействия и дистанционного формирования знаний. Теоретической основой исследования является теория самоопределения Э. Дици и Р. Райана для оценки самодетерминируемой мотивации у таргентной аудитории в контексте дистанционного обучения на основе ИКТ. Полученные результаты показывают, что обучающиеся мотивированы использовать для учебных целей страницы социальной сети «ВКонтакте», позволяющей им получать новые знания и удовлетворение от повышения собственного уровня образования. Учитывая мотивационный аспект использования социальной сети в дистанционном обучении студентов вуза, можно сделать вывод о том, что она обладает значительным потенциалом для масштабной и эффективной интеграции ИКТ в высшее образование.

Литература

1. Александрова Л.А. Субъективная витальность как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 382-403.
2. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала.М.: Юнити-Дана, 2009. 440 с.
3. Гласс Д., Стэнли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 495 с.
4. Гордеева Т.О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2014. № 3. С. 63-78.
5. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
6. Гордеева Т.О., Гижицкий В.В., Сычев О.А., Гавриченкова Т.К. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 2. С. 57-68.
7. Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 642-667.
8. Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость) // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2012. Т. 5, № 24. С. 4. URL: http://psystudy.ru/ index.php/ num/2012v5n24/708-gordeeva24.html
9. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, № 2. C. 46-58.
10. Гордеева Т.О., Сычев О.А. Внутренние источники настойчивости и ее роль в успешности учебной деятельности // Психология обучения. 2012. № 1. С. 33-48.
11. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: ее источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35-45.
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
13. Линч М. Базовые потребности и психологическое благополучие с точки зрения теории самодетерминации // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2004. Т. 1, № 3. С. 137-142.
14. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 343 с.
15. Сычев О.А., Гордеева Т.О., Гижицкий В.В. Профили мотивации как предикторы настойчивости в учебной деятельности // Психологическая антропология: диалог парадигм: сборник материалов VI Сибирского психологического форума (12-14 ноября 2015 г., г. Томск) / под ред. проф. С.А. Богомаза. Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2016. C. 228-232.
16. Bandura A. Exercise of personal and collective efficacy in changing societies / Dans A. Bandura (Ed.), Self-Efficacy in Changing Societies. - New York: Cambridge University Press, 1995. P. 1-45.
17. Buckley C.A., Pitt E., Norton B., Owens T. Students approaches to study, conceptions of learning and judgments about the value of networked technologies // Active learning in higher education. 2010. Vol. 11 (1). P. 55-65. doi: 10.1177/1469787409355875
18. Careau L., Fournier A.-L. La motivation. - Québec: Centre d’orientation et de consultation psychologique, Université de Laval, 2002. 20 p. doi://www.aide.ulaval.ca/wp- content/uploads/2015/09/dispositions-a-l-etude-la-motivation.pdf.
19. Celik C.C. Facebook pour l’enseignement/apprentissage informel du FLE:une étude de cas // Journées Communication et Apprentissage Instrumentés en réseau (JOCAIR). 2012. P. 191-201.
20. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory and the facilitation of Intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. Vol. 55 (1). P. 68-78.
21. Deci E.L., Ryan R.M. A motivational approach to self: integration in personality. D.R. Dienstbier (Ed.).Nebraska symposium on motivation: Vol. 38.Perspectives on motivation. Lincoln, NE: University of Nebraska Press, 1991. P. 237-288.
22. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic Motivation and Self-Determination in Human Behavior. New York: Plenum. 367 p.
23. Deci E.L., Ryan R.M. The general causality orientations scale: self-determination in personality // Journal of research in personality. 1985. № 19. P. 109-134.
24. Dupont J.-P., Carlier G., Gérard P., Delens C. Déterminants et effets de la motivation des élèves en éducation physique: revue de la literature // Les Cahiers de recherche en éducation et formation. 2009. № 73. P. 1-32. URL: https://halshs.archives-ouvertes.fr/halshs-00561544/document
25. Karsenti T. Comment le recours aux TIC en pédagogie universitaire peut favoriser la motivation des étudiants: le cas d’un cours médiatisé sur le web // Nouveaux Cahiers de la recherche en education. 1997. Vol. 4 (3). P. 455-484. doi: 10.7202/1017306ar
26. Levy P. L’Intelligence collective:pour un anthropologie du cyberspace. Paris: La Découverte, 1997. 18 p.
27. Legrain H. Motivation à apprendre: mythe ou réalité? Points d’étape des recherches en psychologie. Paris: L’Harmattan, 2003. 142 p.
28. Margaryan A., Nicol D., Littlejohn A., Trinder K. Students use of technologies to support formal and informal learning // Proceedings of World Conference on Educational Multimedia, Hypermedia, and Telecommunications (ED-MEDIA) Chesapeake, Vienna, Austria, 3-4 July 2008. Association for the Advancement of Computing in Education (AACE). 2008. P. 4257-4266.
29. Quoniam L. Du web 2.0 au concept 2.0 // Les Cahiers du numérique. 2010. Vol. 6 (1). P. 9-11. URL: http://www.cairn.info/revue-les-cahiers-du-numerique-2010-1-page-9.htm (accessed: 24.05.2021).
30. Raby C., Karsenti T., Meunier H., Villeneuve S. Usage des TIC en pédagogie universitaire: point de vue des étudiants // Revue internationale des technologies en pédagogie universitaire. 2011. Vol. 8, no. 3. P. 6-19. URL: http://www.erudit.org/revue/ritpu/2011/v8/n3/1006396ar.html?vue=resume (accessed: 24.05.2021).
31. Vallerand R.J., Blais M.R. Vers une conceptualisation tripartite de la motivation intrinsèque: la motivation intrinsèque à la connaissance, à l’accomplissement et aux sensations. Manuscrit inédit // Laboratoire de psychologie sociale, Université du Québec à Montréal, 1987.
32. Vallerand R.J., Blais M.R., Briere N.M., Pelletier L.G. Construction et validation de l’échelle de motivation en éducation (EME). Revue canadienne des sciences du comportement // Canadian Journal of Behavioral Science. 1989. Vol. 21 (3). P. 323-349. doi: 10.1037/h0079855
33. Viau R. La motivation en context scolaire // Revue française de pédagogie. 1995. No. 113. P. 154-155. URL: http://www.persee.fr/docAsPDF/rfp_0556-7807_1995_num_113_1_2992_t1_0154_0000_2.pdf (accessed: 24.05.2021).
34. Zimmerman B.J. Self-efficacy and Educational Development // Self- Efficacy in Changing. 1995. Vol. 1 (1). P. 202-231.
Поступила в редакцию 2021-05-24
Опубликована 2021-07-09
Раздел
Педагогика
Страницы
226-238