ДВУЯЗЫЧНЫЙ ЭФФЕКТ В РАЗВИТИИ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЕМ ПОВЕДЕНИЯ

  • Юлия Олеговна Новгородова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: билингвизм, двуязычное преимущество, двуязычный эффект, управление изменением поведения, тóрмозный контроль, рабочая память, когнитивная гибкость

Аннотация

В статье представлены результаты теоретического обзора, целью которого является освещение проблемы влияния билингвизма на развитие управления изменением поведения в современных исследованиях. Анализ данной проблемы указывает на дифференцированный вклад двуязычия в функционирование таких когнитивных процессов, как тóрмозный контроль, рабочая память и когнитивная гибкость. Проблема состоит в том, что устоявшийся термин «двуязычное преимущество», описывающий влияние двуязычия на развитие психических структур, не является корректным, так как авторы отмечают как положительные, так и негативные последствия билингвизма, отражающиеся в детском развитии. В результате было принято использовать понятие «двуязычный эффект», которое допускает различные варианты воздействия билингвизма на развитие когнитивных структур. Данная статья призывает указывать ограничения в современных исследованиях билингвов, нацелена на поиск перспектив дальнейшего изучения данной проблемы.

Литература

1. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: URSS, 2020. 312 с.
2. Медведева Д.С., Хотинец В.Ю. Особенности развития речемыслительной деятельности детей-билингвов // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 28, вып. 1. С. 87-93.
3. Николаева Е.И., Вергунов Е.Г. Что такое «executive function» и их развитие в онтогенезе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10, № 2. С. 62-81.
4. Хотинец В.Ю., Медведева Д.С. Особенности речемыслительной деятельности детей монолингвов и естественных билингвов // Психологический журнал. 2021. Т. 42, № 2. С. 25-35.
5. Arizmendi G.D., Alt M., Gray S., Hogan T. P., Green S., Cowan N. Do bilingual children have an executive function advantage? Results from inhibition, shifting, and updating tasks // Language Speech and Hearing Services in Schools. 2018. Vol. 49. Р. 356-378.
6. Bialystok E. Bilingualism: the good, the bad, and the indifferent // Bilingualism: Language and Cognition. 2009. Vol. 12. Р. 3-11.
7. Bialystok E., Craik F., Chau W., Grady Ch. Effect of bilingualism on cognitive control in the Simon Task: Evidence from MEG // NeuroImage. 2005. Vol. 24 (1).
8. Bialystok E., Viswanathan M. Components of executive control with advantages for bilingual children in two cultures // Cognition. 2009. Vol. 112. Р.494-500.
9. Blom E., Boerma T., Bosma E., Cornips L., Everaert E. Cognitive advantages of bilingual children in different sociolinguistic contexts // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8.
10. Bosman A.M.T., Janssen M. Differential relationships between language skills and working memory in Turkish-Dutch and native-Dutchfirst-graders from low-income families // Reading and Writing. 2017. Vol. 30 (9) Р. 1945-1964.
11. Engel de Abreu P.M.J., Cruz-Santos A., Tourinho C.J., Martin R., Bialystok E. Bilingualism enriches the poor: enhanced cognitive control in low-income minority children // Psychological Science. 2012. Vol. 23. Р. 1364-1371.
12. Giovannoli J., Martella D., Federico F., Pirchio S., Casagrande M. The Impact of Bilingualism on Executive Functions in Children and Adolescents: A Systematic Review Based on the PRISMA Method // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11.
13. Green D.W., Kroll J.F. The neurolinguistics of bilingualism // The Oxford Handbook of Neurolinguistics. Oxford University Press, 2019. Vol. 261.
14. Hartanto A., Toh W.X., Yang H. Bilingualism narrows socioeconomic disparities in executive functions and self-regulatory behaviors during early childhood: evidence from the early childhood longitudinal study // Child Development. 2019. Vol. 90. Р. 1215-1235.
15. Jaekel N., Jaekel J., Willard J., Leyendecker B. No evidence for effects of Turkish immigrant children‘s bilingualism on executive functions // PLoS ONE. 2019. Vol. 14 (1).
16. Janus M., Bialystok E. Working memory with emotional distraction in monolingual and bilingual children // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9.
17. Leikin M., Tovli E. Bilingualism and creativity in early childhood // Creativity Research Journal. 2014. Vol. 26 (4). Р. 411-417.
18. Leivada E., Westergaard M., Duñabeitia J.A., Rothman J. On the phantom-like appearance of bilingualism effects on neurocognition: (How) should we proceed? // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. P. 1-14.
19. Morales J., Calvo A., Bialystok E. Working memory development in monolingual and bilingual children // Journal of Experimental Child Psychology. 2013. Vol. 114 (2). Р. 187-202.
Поступила в редакцию 2021-09-08
Опубликована 2021-10-25
Раздел
Психология
Страницы
281-286