ПРОБЛЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

  • Галина Ивановна Симонова
    • ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»
  • Юлия Александровна Гущина
    • КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка»
Ключевые слова: осознанная саморегуляция, структурно-функциональный, содержательно-психологический анализ саморегуляции, личностное развитие, младший подростковый возраст

Аннотация

В статье о вопросах развития саморегуляции у младших подростков раскрыты структурные элементы процесса саморегуляции, охарактеризованы структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты саморегуляции. Представленная структура явилась основой для анализа саморегуляции детей младшего подросткового возраста с учетом тех изменений, которые происходят с детьми на данном возрастном этапе. Выделены особенности саморегуляции младших подростков в разных сферах их личностного развития: снижение способности к саморегуляции, обусловленное изменениями, происходящими на физиологическом уровне и в функционировании нервной системы младшего подростка; рост способности младшего подростка сознательно и произвольно регулировать мотивационную сферу личности в сочетании со слабой произвольностью учебной мотивации; возникновение способности к самостоятельной волевой регуляции деятельности; снижение способности к саморегуляции в эмоциональной сфере вследствие возникновения тенденции к самоподкреплению, склонности к аффектации в поведении; связь адекватности образа «Я» и способности к саморегуляции.

Литература

1. Абдыкаимова С.Ю. Особенности саморегуляции в подростковом возрасте // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2019. Т. 19, № 2. С. 117-121.
2. Абульханова К.А. Субъектно-личностные проблемы психологии саморегуляции // Психология саморегуляции в XXI веке. СПб.-М., 2011. С. 56-74.
3. Антилогова Л.Н. Саморегуляция психических состояний личности в подростковый период // Вестник Омского университета. Сер. Психология. 2017. № 3. С. 12-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30624683
4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008. С. 321-357.
5. Булуева Ш.И., Цамаева А.А. Особенности развития саморегуляции у подростков // Актуальные вопросы современной науки и образования: сб. ст. конф. Махачкала, 2020. С. 72-79.
6. Булуева Ш.И., Цамаева А.А. Предпосылки и условия развития саморегуляции на этапе младшего подросткового возраста // Актуальные проблемы чеченской и общей филологии: Международная научная конференция. Грозный, 28 ноября 2020 года. Грозный: Чеченский государственный университет, 2020. С. 241-248.
7. Воронова Е.Ф., Булдакова Н.В. Особенности развития личностной рефлексии младших подростков // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования: сб. мат. конф. Киров, 2018. С. 50-54.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. 1984, 433 с.
9. Ивутина Е.П., Коробейникова А.О. Саморегуляция как способ управления агрессией у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 29. С. 210-215. URL: http://e-koncept.ru/2017/ 770843.htm
10. Казионова Я.Ю., Быкова С.С. Развитие навыков саморегуляции у младших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 28. С. 127-129. URL: http://e-koncept.ru/2016/ 56492.htm
11. Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 22-34.
12. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2, № 1. С. 27-42.
13. Круглова Н.Ф. Особенности саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 66-74.
14. Кужугет Ё.В. Сравнительный анализ саморегуляции поведения младших и старших подростков // Избранные вопросы науки XXI века: сб. науч. ст. М., 2019. С. 74-79.
15. Леонтьев А.Н. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Личностный потенциал: структура и диагностика. М., 2011. С. 107-130.
16. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 2008. 1174 с.
17. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2010. № 1. С. 36-46.
18. Моросанова В.И. Дифференциально-психологические основы саморегуляции в обучении и воспитании подрастающего поколения // Мир психологии. 2013. № 2. С. 189-199.
19. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Ованесбекова Н.Л. Возрастные различия осознанной саморегуляции учебной деятельности // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: Результаты и перспективы развития. М., 2017. С. 510-517.
20. Осницкий А.К. Деятельность, сознание, саморегуляция // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. М., 2018. С. 1996-2006.
21. Пацявичюс И.В. К проблеме базовых черт личности как предикторов эффективности деятельности // От истоков к современности: сб. тр. конф. М., 2015. С. 100-103.
22. Пешкова В.Е. Информационный подход к анализу психики как системы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 1476-1480. URL: http://e-koncept.ru/2014/54559.htm
23. Психология саморегуляции. Эволюция подходов и вызовы времени / под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. СПб., 2020. 472 с.
24. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2010.
25. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: избранные труды: в 2 т. М., 2009.
26. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. М.-Воронеж, 2006. 768 с.
27. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. 560 с.
28. Bandura A. The role of self-efficacy in goal-based motivation // E.A. Locke & G.P Latham (eds.). Development in goal setting and task performance. 2013. P. 147-157.
29. Baumeister R.F., Vohs K.D. Strength model of self-regulation as limited resource: Assessment, controversies, update // Advances in Experimental Social Psychology. 2016. Vol. 54. P. 67-127.
30. Muraven M., Shmueli D., Burkley E. Conserving Self-Control Strength Journal of Personality and Social Psychology. 2006. P. 524-537.
31. Zimmerman B.J., Schunk D.H. (eds.). Self-regulated learning and academic achievement: Theoretical perspectives (2nd ed.). Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 2001.
Поступила в редакцию 2021-08-28
Опубликована 2021-10-25
Раздел
Психология
Страницы
287-293