ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СЦЕНАРИИ СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА ВУЗА: ОПЫТ НАРРАТИВНОГО АНАЛИЗА

  • Татьяна Августовна Пичугина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Светлана Анатольевна Даньшина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Галина Витальевна Мерзлякова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Елена Ивановна Михалёва
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: нарративный подход, нарративный анализ, нарративная психология, нарратив, имидж вуза, идеалтипические / поведенческие сценарии

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление поведенческих сценариев студентов Института социальных коммуникаций в нарративе об Удмуртском государственном университете. Типология поведенческих сценариев строилась с помощью нарративного анализа с опорой на методологические основания, заложенные в работах Г. Розенталя. В работе рассматривались исследовательские возможности метода нарративного анализа в изучении больших социальных групп по заданной теме, определены параметры внешнего и внутреннего имиджа Удмуртского государственного университета и Института социальных коммуникаций, на основе нарративных эссе / индивидуальных биографий выявлены идеалтипические / поведенческие сценарии студентов как устойчивые, повторяющиеся в определенной последовательности способы категоризации представлений об имидже вуза в повседневности. Выборку составили студенты (N=378, 25 % - мужчины) Института социальных коммуникаций Удмуртского государственного университета (бакалавриат, очная форма обучения, 2-4 курсы) всех направлений обучения («Реклама и связи с общественностью», «Туризм», «Гостиничное дело», «Организация работы с молодежью», «Культурология»). Опыт нарративного анализа подтвердил справедливость представлений о том, что для проведения нарративно-аналитических исследований больших социальных групп необходимо осуществлять сбор данных с непосредственным обращением к носителям соответствующей групповой идентичности. На основе выявленных поведенческих сценариев студентов можно оценить имидж учебного учреждения с прогнозом его формирования.

Литература

1. Абросимова Е.А.Влияние социально-психологических характеристик личности на автобиографическую ретроспективу: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2012. 30 с.
2. Брунер Дж. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология. 2005. № 1. С. 9-30.
3. Бусыгина Н.П. Современные подходы к анализу дискурса, разговора и повествования и их значение для исследований в области психотерапии // Психология в ВУЗе. 2014. № 4. С. 43-73.
4. Володарская Е.А. Социально-психологическая концепция имиджа науки в обществе: дис. … докт. психол. наук. М., 2009. 546 с.
5. Елинова С.В. Социально-психологическая модель формирования внешнего имиджа высшего учебного заведения: дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 145 с.
6. Жорняк Е.С. Нарративная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. М., 2005. № 4.
7. Клементьева М.В. Биографическая рефлексия во взрослом возрасте: содержание, функции, генез: автореф. дис. … докт. психол. наук. СПб., 2018. 44 с.
8. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. СПб.-М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 508 с.
9. Логинова Н.А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности: учебное пособие. Алматы: Казак университет, 2001.172 с.
10. Мельникова О.Т., Кричевец А.Н., Хорошилов Д.А. Историко-эпистемологический контекст развития качественных исследований в психологии. Часть 2 // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 33.
11. Неофрейдизм: понятие, история возникновения и развития // Все о психологии: Электронный ресурс. URL: http://www.edu-psycho.ru/neofreydizm-ponyatie-istoriya-vozniknoveniya-i-razvitiya.html; https://psychosearch.ru/journal/faq/dictionary/634-neofreidism
12. Оллпорт Г. Личность в психологии (пер. с анг.И.Ю. Авидон). М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. 345 с.
13. Перелыгина Е.Б. Имидж как феномен интерсубъектного взаимодействия: содержание и пути развития: дис. … докт. психол. наук. М., 2003. 697 с.
14. Сарбин Т.Р. Нарратив как базовая метафора для психологии // Постнеклассическая психология. 2004. № 1. С. 6-28.
15. Труфанова Е.О. Субъект и познание в мире социальных конструкций: автореф. дис. … докт. филос. наук. М., 2017. 44 с.
Поступила в редакцию 2021-07-01
Опубликована 2021-10-25
Раздел
Психология
Страницы
302-309