ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Ольга Викторовна Кузьмина
    • ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
  • Елена Геннадьевна Корнильцева
    • ФГАОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
  • Марина Анатольевна Воробьёва
    • ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Ключевые слова: эмоции, эмоциональные состояния, эмоциональный интеллект, эмоциональное выгорание, эмоциональная саморегуляция, педагогическая деятельность, детские образовательные учреждения

Аннотация

В современных условиях реформирования системы отечественного образования предъявляются все более высокие требования не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагогов-воспитателей, но и к уровню их психологического самочувствия и умению управлять своими эмоциями. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей эмоционального состояния педагогов дошкольных образовательных учреждений с разным стажем работы. На основе вычислений статистически значимых различий с использованием коэффициента Н-критерия Краскела-Уоллиса сформулирован вывод о том, что эмоциональное состояние педагогов с разным стажем профессиональной деятельности отличается выраженностью утомляемости, эмоционального тонуса, напряжения и стресса. Отмечается, что психолого-педагогические технологии, направленные на оптимизацию эмоционального фона педагогов, должны базироваться на четырех составляющих: органической, эмоциональной, смысловой и поведенческой.

Литература

1. Воробьёва М.А. Профессиональная деформация специалистов и ее профилактика // Педагогическое образование в России. 2015. № 2. С. 23-28.
2. Воробьёва М.А. Связь эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у студентов // Образование и наука. 2016. № 4. С. 81-94.
3. Вылегжанина О.Е. Синдром эмоционального выгорания в педагогической практике // Журнал ГрГМУ. 2010. № 3. С. 106-108.
4. Густелева А.Н. Позитивное самоотношение как фактор устойчивости к «выгоранию» // Психология обучения. 2015. № 3. С. 90-98.
5. Дикая Л.Г. Личностный потенциал и эмоциональное выгорание педагога // Человек. Сообщество. Управление. 2012. № 3. С. 75-88.
6. Деркач A.A., Зазыкин В.Г. Профессиональная деятельность в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы). М.: Изд-во РАГС, 2003. 152 с.
7. Доценко О.Н. Эмоциональная направленность как фактор выгорания у представителей социономических профессий // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 5. С. 91-100.
8. Изард И. Эмоции человека. М.: Директ-Медиа, 2008. 954 с.
9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2011. 782 с.
10. Казикова Е.П. Детерминанты эмоциональной зависимости учащихся подросткового и юношеского возраста от педагога: теоретико-методологпческий аспект // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2016. № 180. С. 73-77.
11. Карапетян Л.В. Психологическая концепция эмоционально-личностного благополучия: автореф. дис. … докт. психол. наук: 19 00 01. Екатеринбург: УрФУ. 2019. 48 с.
12. Петров А.П. Проблема основных детерминант синдрома эмоционального выгорания // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 11-12. С. 54-56.
13. Пырьев Е.А. Критика когнитивных теорий происхождения эмоций // Психология человека в образовании. 2019. Т. 1, № 3. С. 258-265.
14. Ревина Н.Е. Психосоматические аспекты развития синдрома эмоционального выгорания // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2012. № 66. С. 94-96.
15. Ярушкин Н.Н., Сатонина Н.Н. Психологические факторы профессиональных деструкций личности // Вестн. Самарского гос. технического университета. Сер. Экономические науки. 2013. № 4 (10). С. 108-111.
Поступила в редакцию 2021-08-31
Опубликована 2021-10-25
Раздел
Психология
Страницы
310-315