ГУМАНИТАРНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ

  • Роза Равиловна Исмагилова
    • ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
  • Гульсия Хабриевна Ахметшина
    • ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
Ключевые слова: математика, естественно-научные предметы, гуманитаризация, гуманитарный потенциал, функциональная грамотность

Аннотация

Гуманитарный потенциал школьной математики и естественно-научных дисциплин для воспитания личности, обладающей единым представлением о современной картине мира, его объем и содержание требуют все большего изучения. Гуманитарно ориентированное преподавание математики и естественно-научных предметов в школе реализуется в процессе обучения в рамках традиционных учебных дисциплин и располагает в полном объеме средствами для полного и гармоничного развития личности обучающегося. Применение компонентов литературы, языка, истории родного края при реализации программ математического, естественно-научного образования содействует развитию интереса к учению, формированию личностных ценностей обучающихся. Познавательная заинтересованность создается и поддерживается посредством проектирования на уроках проблемных ситуаций за счет развития умения решать, разрабатывать сюжетные задачи, формирующие функциональную (математическую и естественно-научную) грамотность. Сочетание естественно-научного и гуманитарного подходов в представлении и оценке мира в процессе овладения содержанием учебных дисциплин духовно обогатит каждого школьника.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, ФГОС // Министерство просвещения Российской Федерации: [официальный сайт]. URL: https://fgos.ru
2. Государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2023-2030 годы» (утвержден Кабинетом министров РТ от 10.09.2020 г. № 821). № 1. С. 79-109.
3. Афонина Р.Н. Гуманитарный потенциал математического образования в развитии общей культуры будущего специалиста // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С.Л. Иголкина. 2017. С. 82-86.
4. Ахметшина Г.Х., Исмагилова Р.Р. Формирование математической грамотности на материале раздела «Текстовые задачи» // Физико-математическое и естественно-научное образование: наука и школа (XVIII Емельяновские чтения): сборник статей всероссийской научно-практической конференции. 2021.
5. Гусева Н.В., Менькова С.В., Баранова Е.В. Гуманитарный потенциал школьного курса математики и его реализация в обучении: учебно-методическое пособие к дисциплине по выбору. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2014. 46 с.
6. Ковалева Г.С. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны // ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»: [официальный сайт]. URL: http://www.instrao.ru/images/1Treshka/News/1806/%D0%9A%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0% B5%D0%B2%D0%B0_%D0%93.%D0%A1._%D0%A0%D0%90%D0%9E_27_06_2018.pdf
7. Кузнецова Л.Ф. Картина мира и ее функции в научном познании. Минск: Университетское, 1984. 142 с.
8. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии. М.: Смысл, 2016. 528 c.
9. Мерлина Н.И., Мерлин А.В., Карташова С.А. и др. Фольклорные и краеведческие математические задачи народов России / под общ. ред. Н.И. Мерлиной. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. 290 с.
10. Миракова, Т.Н. Дидактические основы гуманитаризации школьного математического образования: дис. … докт. пед. наук. М., 2001.
11. Особенности преподавания учебных предметов предметной области «Математика и информатика» в 2020/2021 учебном году: метод. рекомендации / авт.-сост. Р.Р. Исмагилова. Казань, 2020. 96 с.
12. Особенности преподавания учебных предметов предметной области «Естественно-научные предметы» в 2020/2021 учебном году: метод. рекомендации / авт.-сост. Г.Х. Ахметшина. Казань, 2020. 07 с.
13. Пентин А.Ю., Ковалева Г.С., Давыдова Е.И. и др. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 79-109.
14. Рослова Л.О. Функциональная математическая грамотность: что под этим понимать и как формировать // Педагогика. 2018. № 10. С. 48-55.
15. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018.
Поступила в редакцию 2021-07-07
Опубликована 2021-10-25
Раздел
Педагогика
Страницы
322-330