ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ФИЛОЛОГИИ

  • Наталья Евгеньевна Брим
    • ФБГОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Наталия Юрьевна Милютинская
    • ФБГОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: инклюзивное учебное взаимодействие, ограниченные возможности здоровья, педагогические условия, гуманистическая направленность, методы обучения

Аннотация

В статье предлагается экспериментально проверенный алгоритм организации инклюзивного учебного взаимодействия, базирующегося на положениях Конвенции о правах инвалидов, соответствующих федеральных законах Российской Федерации; на идеях гуманизма, личностно ориентированного и коммуникативно-деятельностного подходов; принципах «универсального дизайна» - создание доступной учебной среды и разработка соответствующего методического обеспечения. Эффективность такого взаимодействия достигается выявлением и обоснованием педагогических условий, представленных в психологическом, технологическом и когнитивно-лингвистическом блоках. На основе экспертной оценки и метода наблюдения авторами анализируется деятельность преподавателя и студентов, имеющих и не имеющих ограниченные возможности здоровья, на занятии по иностранному языку; предлагаются способы педагогического сопровождения учебного взаимодействия в проблемных ситуациях; обращается внимание на выбор оптимальных образовательных ресурсов: методов, форм и средств обучения, направленных на интеллектуальное, культурно-нравственное, социально-профессиональное развитие личности будущего специалиста, а также на взаимообогащение и уважение друг к другу, на преодоление стереотипов.

Литература

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 1. C. 136-145.
2. Ахметова Д.З., Нигматов З.Г., Челнокова Т.А., Юсупова Г.В. и др. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права. 2013. 255 с.
3. Белянская Т.Э. Социально-психологические характеристики студенческого возраста. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-harakteristiki-studencheskogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 25.06.2021).
4. Зорина Е.Е. Особенности организации иностранному языку в вузе лиц с особыми образовательными потребностями // Наука и образование: новое время. 2017. № 5 (22). С. 383-388.
5. Кадомцева С.Ю. Обучение глухих и слабослышащих студентов английскому языку // Иностранные языки в школе и вузе: сб. науч. ст. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, 2015. С. 67-75.
6. Кокорина Е.А. Вновь об особенностях обучения иностранному языку студентов с ограниченными возможностями здоровья на примере заикания // Высшее образование сегодня. 2019. № 10. С. 71-75.
7. Конвенция о правах инвалидов: принята Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года № 61/106 // Гарант: информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant. ru/2565085/ (дата обращения: 25.06.2021).
8. Макарова Т.С. Инклюзивное иноязычное образование: ситуативные методы формирования методической компетенции учителя иностранного языка // Актуальные вопросы современной лингвистики: сб. науч. ст. М.: ООО «Языки Народов Мира», 2017. С. 94-99.
9. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Требования к специальным условиям обеспечения инклюзивного образования инвалидов в организациях профессионального образования. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-k-spetsialnym-usloviyam-obespecheniya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-invalidov-v-organizatsiyah-professionalnogo/viewer (дата обращения: 25.06.2021).
10. Никулина И.В. Психологические особенности студенческого возраста: учеб. пособие. Самара: Универс Групп. 2009. 100 с.
11. Осикова Л.Н., Алексеева О.П. Разноуровневое обучение иностранному языку в академической группе университета инклюзивного высшего образования // Педагогический журнал. 2018. Т. 8, № 2А. С. 238-255.
12. Панина Т.И., Мартемьянова М.А., Коньшина В.П. Преподавание иностранного языка слабовидящим студентам в медицинском вузе: проблемы и возможные решения // Труды Ижевской государственной медицинской академии. 2018. Т. 56. С. 156-157.
13. Сигал Н.Г. Обучение иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования. [Электронный ресурс]. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F1303148247/Statya.v. inostrannye.yazyki.pdf (дата обращения: 25.06.2021).
14. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 160 с.
15. Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс]. URL: https://lexed.ru/praktika/realizatsiya-273-fz/detail.php?ELEMENT_ID=2901 (дата обращения: 25.06.2021).
16. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.06.2021).
17. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. 224 с.
18. Oser F. Eine basale pädagogische Handlungsstruktur. München, 1994. S. 773-800.
Поступила в редакцию 2021-06-25
Опубликована 2021-10-25
Раздел
Педагогика
Страницы
331-342