ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

  • Татьяна Юрьевна Помыткина
    • ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия министерства здравоохранения Российской Федерации»
Ключевые слова: навыки общения, Калгари-Кембриджская модель медицинского консультирования, формы и методы обучения, симулированное обучение, методика «стандартизированный пациент»

Аннотация

В связи с необходимостью формирования коммуникативных навыков будущего врача возникает актуальный вопрос о методологии формирования навыков общения будущего врача с пациентами. Без ответа остаются вопросы: какие специалисты (преподаватели каких кафедр), когда и как должны формировать коммуникативные навыки будущего врача? Целью настоящего исследования является обоснование наиболее эффективных форм и методов образовательного процесса в формировании навыков общения будущего врача. По результатам опроса установлено, что 87 % преподавателей клинических кафедр считают, что необходимо обучать навыкам общения студентов медицинского вуза с 1 курса. Максимально эффективным ими признано совместное обучение в рамках модульной дисциплины с использованием методики «стандартизированный пациент», что в свою очередь требует совместной разработки клинических сценариев, чек-листов и других методических материалов для создания базы клинических случаев по каждой медицинской специальности.

Литература

1. Асриян О.Б., Капустина Т.В., Ларина В.М. Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе // Молодой ученый. 2016. № 20 (124). С. 631-635. URL: https://moluch.ru/archive/124/34228/(дата обращения: 26.07.2021).
2. Булатов С.А. К проблеме о реализации личностно-ориентированного подхода к обучению студентов коммуникативным навыкам в медицинском вузе. [Электронный ресурс] / IX Международная конференция «РОСМЕДОБР-2018: Инновационные обучающие технологии в медицине». г. Москва, 11-12.10.2018. URL: https://rosomed.ru/theses/602/(дата обращения: 26.07.2021).
3. Дьяченко Е.В., Сизова Ж.М., Давыдова Н.С. и др. Федеральный пилот: оценка навыков общения при первичной аккредитации специалиста: результаты, итоги. [Электронный ресурс] / IX Международная конференция «РОСМЕДОБР-2018: Инновационные обучающие технологии в медицине». г. Москва, 11-12.10.2018. URL: https://rosomed.ru/conferences/40#theses/(дата обращения: 08.08.2021).
4. Ледванова Т.Ю., Лим В.Г., Свистунов А.А., Витренко А.А., Коломейчук А.В. Коммуникативная компетентность врача как часть компетентностностной модели подготовки специалиста // Менеджмент качества и инноваций в образовании: региональный аспект: коллективная монография. В 2 т. Т. 2. М: Изд-во РГТЭУ, 2010.
5. Ледванова Т.Ю., Коломейчук А.В. Формирование коммуникативной компетентности врача // Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150). 2015. Т. 5, № 2. URL: https://medconfer.com/node/5186 (дата обращения: 08.08.2021).
6. Микиртичан Г.Л., Каурова Т.В., Очкур О.К. Комплаентность как медико-социальная и этическая проблема педиатрии // Вопросы современной педиатрии. 2012. Т. 11, № 6. С. 5-10.
7. Навыки общения с пациентами: симуляционное обучение и оценка коммуникативных навыков в медицинском вузе: методическое руководство / под науч. ред. д-р мед. наук, проф. Н.С. Давыдовой, канд. психол. наук, доц. Е.В. Дьяченко. Екатеринбург: Типография ООО «АТгрупп», 2019, 128 с.
8. Симуляционное обучение в медицине / под ред. Проф. Свистунова А.А.; сост. Горшков М.Д. М.: Изд-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. 288 с.
9. Соловьёва Н.Н., Петрова К.В. Сущность модульного подхода // Эпоха науки. 2018. № 16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-modulnogo-podhoda (дата обращения: 24.08.2021).
10. Сонькина А.А. Навыки профессионального общения в работе врача // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. 2015. № 1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/navyki-professionalnogo- obscheniya-v-rabote-vracha (дата обращения: 29.07.2021).
11. Ташлыков В.А. Взаимоотношения врача и больного в процессе психотерапии неврозов: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.18 / Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева. Л., 1974. 19 с.
12. Турчина Ж.Е., Турчина Т.К., Нор О.В., Шарова О.Я. Формирование коммуникативной компетентности будущих врачей и обучающихся института последипломного образования медицинского университета // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25449 (дата обращения: 26.07.2021).
13. Чиркунова Е.К. Проблемы и перспективы применения модульного подхода в образовании // Образование в современном мире: стратегические инициативы: сборник научных трудов всероссийской науч.-метод. конф. с междунар. участием. Самара, 14 апреля 2017 г. / отв. ред. Т.И. Руднева. Самара: Изд-во Самарского университета, 2017. С. 541-546.
14. Цветкова Л.А. Коммуникативная компетентность врачей-педиатров: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Санкт-Петербургский гос. ун-т. СПб., 1994. 16 с.
15. Шарова О.Я., Турчина Ж.Е., Вахрушева Н.П., Лисовская Н.М. Преимущество и недостатки симуляционного обучения в рамках учебной и производственных практик у студентов начальных курсов // Виртуальные технологии в медицине. 2019. № 1. С. 35-38. URL: https://doi.org/10.46594/2687-0037_2019_1_35
16. Kurtz S., Silverman J., Draper J. Teaching and Learning Communication Skills in Medicine / Radcliffe Medical Press. Oxford, 1998.
Поступила в редакцию 2021-08-30
Опубликована 2021-10-25
Раздел
Педагогика
Страницы
343-349