ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ В ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ С КРЕАТИВНОСТЬЮ

  • Леонид Яковлевич Дорфман
    • Пермский государственный институт культуры
  • Александр Владимирович Дубровский
    • Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
  • Евгений Александрович Курочкин
    • Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
  • Владимир Николаевич Лядов
    • Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Ключевые слова: кросс-теоретические и эмпирические интеграции, медиация, дисциплинированность, креативность, экстраверсия, нейротизм, психотизм

Аннотация

В работе интегрированы концепция дисциплинированности Л.Я. Дорфмана и теория креативности К. Мартиндейла, где интеграторами выступили черты личности в теории Г. Айзенка. Для измерения социальной дисциплинированности, самодисциплинированности, общей дисциплинированности применялся «Вопросник дисциплинированности» В.П. Прядеина, Л.Я. Дорфмана, для измерения креативности - тест «Необычное использование» в адаптации И.С. Авериной, Е.И. Щеблановой, для черт личности - опросник Г. Айзенка и С.Б.Г. Айзенк. Изучались кросс-теоретические и эмпирические модели интеграции применительно к дисциплинированности и креативности через экстраверсию, нейротизм и психотизм. Эмпирическими служили медиаторные модели (путевой анализ), в которые включались структурные составляющие дисциплинированности (общая и социальная дисциплинированность, самодисциплинированность) как экзогенные переменные. Переменные экстраверсии, нейротизма и психотизма рассматривались как медиаторы, креативность с компонентами - как эндогенная переменная. В исследовании приняли участие 243 курсанта младших курсов Пермского института войск Национальной гвардии России: юноши в возрасте от 17 до 22 лет (M = 18,60, SD = 0,94). Полученные результаты свидетельствуют о том, что психотизм интегрирует общую и социальную дисциплинированность с креативностью, а экстраверсия - общую дисциплинированность с креативностью. Предполагается, что основой полученных результатов являются двойные механизмы, а именно растормаживания (импульсивности) и торможения (сдерживания).

Литература

1. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». М.: Соборъ, 1996.
2. Айзенк Г. Структура личности. М.: КСП+, 1999.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2018.
4. Барабанщиков В.А. Идея системности в современной психологии. М.: Институт психологии РАН, 2005.
5. Волкова Е.В. Технологии развития ментальных ресурсов. М.: Институт психологии РАН, 2016.
6. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Системная интеграция индивидуальности человека. М.: Институт психологии РАН, 2018.
7. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Об интеграции теорий и подходов целостного познания человека // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика, 2016. Т. 26, вып. 2. С. 47-57.
8. Дорфман Л.Я. Каузальный плюрализм и холизм в концепции метаиндивидуального мира // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13, № 1. С. 98-136.
9. Дорфман Л., Дубровский А., Андруник А., Цариев Е., Лядов В. Дуальная модель дисциплины // Филология и культура. Philology and Culture. 2017. № 4. С. 226-235.
10. Дорфман Л.Я., Дубровский А.В., Андруник А.П., Цариев Е.А., Лядов В.Н. Полисистемный анализ дисциплинированности курсантов военных вузов // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 9. С. 75-90. DOI: 10.17853/ 1994-5639-2018-9-75-90
11. Дорфман Л.Я., Дубровский А.В., Цариев Е.А., Курочкин Е.А., Лядов В.Н., Калугин А.Ю. Адаптация и инновация в дуальной модели дисциплинированности (на материале курсантов военных институтов) // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30, вып. 4. С. 351-361.
12. Дорфман Л.Я., Калугин А.Ю. Индивидуально-интеллектуальные интеграции человека. М.: Институт психологии РАН, 2021. DOI: 10.38098/mng_21_0438
13. Дорфман Л.Я., Лядов В.Н. Метаиндивидуальная модель дисциплинированности (на материале исследования курсантов военного вуза МВД) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Психология, 2015. Т. 8, № 1. С. 17-28.
14. Карпов А.В. Структура и сущность субъективной реальности: в 2 т. Ярославль: Филигранъ, 2021.
15. Климов Е.А. Опосредование // Энциклопедия профессионального образования / под ред. С.Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование» РАО, 1999. Т. 2. С. 179.
16. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал, 1982. Т. 3, № 3. С. 3-14.
17. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
18. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
19. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
20. Прядеин В.П., Воротникова Н.В., Дорфман Л.Я., Лядов В.Н. Определение и измерение дисциплинированности: теоретические предпосылки, психометрические и эмпирические свидетельства // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. 2015. № 1. С. 126-144.
21. Самойленко Е.С. К вопросу о полисистемном подходе в психологическом исследовании сравнения // Экспериментальная психология, 2011. Т. 4, № 4. С. 4-16.
22. Толочек В.А. «Задатки - способности - ресурсы» в детерминации социальной успешности человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. С. 1265-1272.
23. Ушаков Д.В. На пути к целостному видению человека // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2020. Т. 17, № 4. С. 617-629. DOI: 10.17323/1813-8918-2020-4-617-629
24. Чуприкова Н.И. Дифференционно-интеграционная теория как методологическая основа консолидации исследований в области психологии развития // Мир психологии, 2016. № 1. С. 7-27.
25. Юревич А.В. Типология психологических фактов // Вопросы психологии, 2006. № 5. С. 3-13.
26. Benedek M., Jauk E. Spontaneous and controlled processes in creative cognition // The Oxford handbook of spontaneous thought: Mind wandering, creativity, dreaming, and clinical conditions / ed. by K.C.R. Fox, K. Christoff. NY, 2018. P. 285-298.
27. Brewer M.B. 25 Years toward a multilevel science // Perspectives on Psychological Science, 2013. Vol. 8 (5). P. 554-555.
28. Burgoon E.M., Henderson M.D., Markman A.B. There are many ways to see the forest for the trees: A tour guide for abstraction // Perspectives on Psychological Science, 2013. Vol. 8 (5). P. 501-520.
29. Clark R., DeYoung C. Creativity and the aspects of neuroticism // Personality and Individual Differences, 2014, Vol. 60. P S54. https://doi.org/10.1016/j.paid.2013.07.224
30. Duckworth A.L., Seligman M.E.P. Self-discipline gives girls the edge: Gender in self-discipline, grades, and achievement test scores // Journal of Educational Psychology. 2006. Vol. 98, no. 1. P. 198-208. http://dx.doi.org/10.1037/0022-0663.98.1.198
31. Eysenck H.J. The biological basis of personality. Springfield: C.C. Thomas, 1967.
32. Eysenck H.J. The definition and measurement of psychoticism // Personality & Individual Differences. 1992. Vol. 13, no. 7. P. 757-785.
33. Eysenck H.J. Creativity and personality: Suggestions for a theory // Psychological Inquiry. 1993. No. 4. P. 147-178.
34. Eysenck H.J. Genius: The natural history of creativity. Cambridge, UK: Cambridge, 1995.
35. Eysenck H.J., Eysenck S.B.G. Manual of the Eysenck Personality Questionnaire (EPQ-R Adult) comprising the EPQ-Revised (EPQ-R) & EPQ-R Short Scale. San Diego, Ca: EdITS, 1994.
36. George D., Mallery P. IBM SPSS statistics. 23 step by step: A simple guide and reference. New York: Routledge, 2016. 386 p.
37. Martindale C. Personality, situation, and creativity // Glover R., Ronning R., Reynolds C.R. (eds). Handbook of creativity. N.Y.: Plenum, 1989. P. 211-228.
38. Martindale C. Creativity and connectionism // Smith S., Ward T., Finke R. (eds). The creative cognition approach. Cambridge: MIT Press, 1995. P. 249-268.
39. Martindale C. Biological bases of creativity // Sternberg R. J. (Ed.). Handbook of creativity. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1999. P. 137-152.
40. Martindale C., Dailey A. Creativity, primary process cognition and personality // Personality.and Individual Differences. 1996. Vol. 20, no. 4. P. 409-414.
41. Mischel W. Becoming a cumulative science // Observer, 2009. Vol. 22, no 1.
42. Nigg J.T. On inhibition/disinhibition in developmental psychopathology: views from cognitive and personality psychology and a working inhibition taxonomy // Psychological Bulletin. 2000. Vol. 126. P. 220-246. DOI: 10.1037//0033-2909.126.2.220
43. Tellegen A. Structures of mood and personality and their relevance to assessing anxiety, with an emphasis on self-report // A.H. Tuma, J. Maser (Eds.). Anxiety and the anxiety disorders. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1985. P. 681-706.
44. Sternberg R.J. Unify! // Monitor on Psychology. 2003. Vol. 35, no. 2. P. 5.
45. Wallach M.A., Kogan N. Modes of thinking in young children. NY: Holt, Rinehart, and Winston, 1965.
46. Watson D., Clark L.A. Behavioral disinhibition versus constraint: A dispositional perspective // D.M. Wegnerand, J.W. Pennebaker (Eds.). Handbook of mental control. New York: Prentice Hall, 1993. P. 506-527.
Поступила в редакцию 2021-11-08
Опубликована 2021-12-28
Раздел
Психология
Страницы
381-390