ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УВЕРЕННОСТЬ В СВЯЗИ С АКТИВНОСТЬЮ СУБЪЕКТА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Светлана Александровна Васюра
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Ольга Валерьевна Никитина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: активность, взаимодействие, онтологическая уверенность, переживание, субъект жизнедеятельности

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение онтологической уверенности субъектов жизнедеятельности с высокой и низкой активностью. Онтологическая уверенность рассматривается как способ бытия, непрерывного воплощения автономного Я в живых, жизненных контактах с людьми и миром. Эмпирическое исследование выполнено на выборке 119 студентов 1 курса медицинского колледжа. Для изучения активности субъекта жизнедеятельности применялась методика «Диагностика активности студента» ДАС-2, разработанная А.А. Волочковым, А.Ю. Поповым в соответствии с теоретической моделью субъекта жизни, включающей три компонента активности: потребность во взаимодействии, саморегуляцию, удовлетворенность. Использованы психометрическая методика изучения онтологической уверенности «ОУ(ПМ)» и методика изучения онтологической уверенности, построенная по принципу семантического дифференциала «ОУ(СД)» Н.В. Коптевой, разработанные на основе идей об онтологической уверенности, альтернативных клинической концепции онтологической неуверенности Р. Лэйнга. Для обработки данных применялись методы математической статистки: описательная статистика, кластерный анализ (метод k-средних), U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ (коэффициент корреляции r-Пирсона). Установлено, что высокоактивные студенты в сравнении с низкоактивными отличаются выраженной онтологической уверенностью как переживанием бытийных опор в собственном Я и за его пределами на двух уровнях ее проявления - менее дифференцированными переживаниями (уверенность в ментальном Я, в теле, в мире, в людях, в значимом как индивидуальной ценности) и более дифференцированными переживаниями (автономия и витальные контакты с миром).

Литература

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
2. Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества / под ред. А.А. Волочкова. Пермь: Пермский гос. пед. ун-т, 2015. 200 с.
3. Анисимов О.С. Активность в поведении и деятельности человека // Мир психологии. 2020. № 2 (102). С. 38-50.
4. Арендачук И.В. Субъектно-деятельностные детерминанты видов социальной активности учащейся молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. 2019. Т. 16. № 4. С. 560-581. http://dx.doi.org/10.22363/2313-1683-2019-16-4-560-5814
5. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.
6. Волочков А.А. Активность, ценностная направленность и психологическое здоровье студенчества // Гуманизация образования. 2017. № 4. С. 18-25.
7. Волочков А.А., Митрофанова Е.Н. Активность индивидуальности: понятие и структура // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 4 (28). С. 38-51.
8. Гришина Н.В. Экзистенциальная психология в поисках своего вектора развития // Психологические исследования. 2015. № 8 (42). C. 2.
9. Гужва О.Г. Психологическое содержание субъектной активности студентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Тамбов, 2004. 23 с.
10. Знаков В.В. Психология субъекта и психология человеческого бытия // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М.: Институт психологии РАН, 2005. С. 9-44.
11. Коптева Н.В. Онтологическая уверенность: конструкт, диагностические методики, перспективы исследования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 4-1. С. 193-202.
12. Коптева Н.В. Особенности онтологической уверенности и отчуждения, соответствующие неврозу и норме // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, № 2 (162). С. 69-80.
13. Коптева Н.В. Два способа «не быть собой» в концепциях К. Хорни и Р. Лэйнга // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 127-137.
14. Коптева Н.В. Психологические последствия использования информационных технологий в связи с онтологической уверенностью и воплощенностью «я» (на материале исследования студентов гуманитарного профиля) // Вестник Пермского университета. Сер. Философия. Психология. Социология. 2020. Вып. 1. С. 92-105. DOI: 10.17072/2078-7898/2020-1-92-105
15. Косилова Е.В. Культурологический анализ научной парадигмы в психиатрии на примере антипсихиатрии и философии Р. Лэйнга: дис. … канд. филос. наук. М., 2002. 218 с.
16. Лэнг Р.Д. Расколотое «Я». М.: Академия; СПб.: Белый кролик, 1995. 218 c.
17. Мельникова Е.А. Девиантность в обществе позднего модерна: от онтологической неуверенности к культуре контроля // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 41. С. 142-149.
18. Попов А.Ю., Волочков А.А. Структура и психологическая диагностика активности студента. Пермь: Пермский гос. пед. ун-т, 2015. 152 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2021. 720 c.
20. Шумский В.Б. Онтологическое и персонологическое направления в экзистенциальной психологии: сравнительный анализ: автореф. дис. …канд. психол. наук. М., 2008. 27 c.
21. Laing R.D. The Divided Self: An Existential Study in Sanity and Madness. PenguinBooks, 2010. 218 р.
Поступила в редакцию 2021-09-01
Опубликована 2021-12-28
Раздел
Психология
Страницы
391-398