СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНЫХ ОБРАЗОВ В СОЗНАНИИ ПРИЕМНЫХ МАТЕРЕЙ

  • Анна Анатольевна Стреленко
    • Витебский государственный университет имени П.М. Машерова
Ключевые слова: Я-концепция, Я-образ, Ты-образ, приемные матери, приемный ребенок, приемная семья

Аннотация

В статье рассматривается роль Я-концепции и определяется ее значение в воспитании детей в биологических и приемных семьях. Целью работы стало определение структурных и содержательных характеристик Я-образов приемных матерей и Ты-образов приемных детей. Основной гипотезой выступило предположение о том, что у приемных матерей структура и содержание Я-образов и образов приемных детей статистически и качественно связаны между собой. В работе приняли участие 78 приемных матерей в возрасте от 29 до 66 лет (М=49,64; SD=7,54). По результатам проведенного эмпирического исследования были выявлены структурно-содержательные особенности в представлениях приемных матерей о самих себе и приемных детях. Были определены различия в социально-перцептивных образах, включающих в себя интеллект социальный, поведенческие, телесные, нейтральные, отрицательные характеристики (p≤0,05), которые включаются в когнитивный, регулятивный и конативный компоненты самосознания. Установлены корреляционные связи между характеристиками образов, отражающими отношение к человеку. Сравнение социально-перцептивных образов по структуре и по содержанию обнаруживает схожесть Я-образов матерей с Ты-образами их приемных детей. Полученные результаты можно объяснить единым механизмом развития социально-перцептивных образов. Приемные матери выбирают ребенка и выстраивают взаимодействие с ним, опираясь не столько на отражение реальных личностных особенностей самого ребенка, сколько на собственные представления о самой себе, на свою Я-концепцию.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 282 с.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2009. 303 c.
3. Барабанщиков В.А. Психология восприятия. Организация и развитие перцептивного процесса. М.: Когито-Центр, 2006. 239 с.
4. Белик А.А. Теория «Я» Дж. Г. Мида и психологическая антропология // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 31-43.
5. Гусева С.И. Образ математически одаренного ученика в сознании педагога: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. 19.00.07 / Ленинградский гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина. СПб., 2000. 18 с.
6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. СПб.: Питер, 2002. 672 с.
7. Психология подростка. Полное руководство / под ред. чл.-корр. РАО А.А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 432 с.
8. Радина Н.К., Павлычева Т.Н. «Значимые другие» в историях жизни выпускников интернатных сиротских учреждений // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 124-135.
9. Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. СПб.: Химиздат, 2001. 288 с.
10. Ситников В.Л. Социально-перцептивные образы и Я-, Ты-концепция // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Часть 2. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 696 с. С. 382-385.
11. Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия. М.: Просвещение, 1991. С. 127-132.
12. Стреленко А.А. Проблемы психологической безопасности детей и подростков в семейной среде // Психология семьи в современном мире: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. Электрон. дан. Екатеринбург: [б. и.], 2017. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
13. Стреленко А.А. Социально-перцептивные образы виктимной личности. Витебск, 2009. 138 с.
14. Шульга Т.И., Антипина М.А. Эмоциональная среда замещающей семьи, принявшей на воспитание подростков, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 5. С. 51-66. URL: https://doi.org/10.17759/pse.2018230506 (дата обращения: 02.03.2021).
15. Balestra F. Negotiating Selves and Identities in Interaction: between Theory and Methodology // Cultural-Historical Psychology. 2012. Vol. 8, no. 1. P. 47-50.
16. Bergsund H.B. Wentzel-Larsen T., Jacobsen H. Parenting stress in long-term foster carers: A longitudinal study // Child & Family Social Work. 2020. Vol. 25 (S1). P. 53-62. URL: https://doi.org/10.1111/cfs.12713 (дата обращения: 02.02.2021).
17. Dalgaard N.T., Pontoppidan M., Thomsen M.K., Viinholt B.C.A., Filges T. PROTOCOL: Parenting interventions to support parent/child attachment and psychosocial adjustment in foster and adoptive parents and children: A systematic review // Campbell Syst Rev, 2020. Vol. 16, no. 1 e1072. P. 1-18. URL: https://doi.org/10.1002/cl2.1072 (дата обращения: 14.04.2021).
18. Shuker L., Sebba J., Höjer I. Teenagers in foster care: Issues, themes, and debates from and for practice and policy // Child & Family Social Work, 2019. Vol. 24, no. 3. P. 349-353. URL: https://doi.org/10.1111/cfs.12650 (дата обращения: 15.04.2021).
Поступила в редакцию 2021-10-18
Опубликована 2021-12-28
Раздел
Психология
Страницы
416-427