ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ПО ТУРИЗМУ

  • Лариса Валерьевна Акатьева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Эльвира Расилевна Рогозина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: компетентностная модель, общие компетенции, профессиональные компетенции, профессиональная подготовка по туризму, выпускник среднего профессионального образования

Аннотация

В статье представлены результаты проведенного исследования на базе МКПО «Удмуртский государственный университет», цель которого - выявление наиболее профессионально значимых (общих и профессиональных) компетенций, представленных в ФГОС СПО 43.02.10 по направлению «Туризм». Исследование построено на основе методологии Tuning, ориентирующей образовательные организации на согласование результатов образования с тремя целевыми группами: представителями академического сообщества (преподавателями), профессионального сообщества (работодателями) и студентами выпускного курса. Социальное партнерство позволяет учитывать специфику регионального рынка труда и запросы работодателей, что является нормативным требованием ФГОС. В работе по результатам онлайн-анкетирования проводится анализ выраженности показателей значимости компетенций для профессиональной деятельности выпускника по 4-балльной шкале; осуществляется ранжирование компетенций по степени важности для каждой целевой группы. В целом компетенции выпускника по ФГОС СПО 43.02.10 высоко оцениваются представителями всех целевых групп. Средняя оценка важности общих компетенций - 3,33 балла; профессиональных - 3,22 балла. Мнения представителей академического и профессионального сообществ имеют больше точек пересечения, их оценки состава компетенций ФГОС выше, чем оценки студентов. Исследование показало, что отдельные компетенции по группам респондентов либо переоцениваются, либо недооцениваются.

Литература

1. Акатьева Л.В. Компетентностная модель бакалавра как условие эффективной подготовки в ВУЗе. URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/13972 (дата обращения: 10.12.2020).
2. Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций / под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. М., 2009.
3. Галямина И.Г. О деятельности УМО по разработке компетентностной модели выпускника. М.; Уфа, 2008.
4. Емельянова Н.В. Методика построения компетентностной модели бакалавра. URL: http://www.engectver.ru/Konferenciya/5s/emelyanova.php (дата обращения: 13.12.2020).
5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие. М., 2005.
6. Акатьева Л., Богданова Л., Калинин И. [и др.]. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Туризм». Бильбао, 2013.
7. Шакирова Т.И., Бутенко А.П., Кузьминова М.В., Миронова Н.Ю. Компетентностная модель конкурентоспособного выпускника в контексте реализации профессиональных и образовательных стандартов: монография. Калуга, 2015.
8. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. М., 2007.
9. Котлярова О.В. Практико-ориентированная концепция профессиональной подготовки специалиста по сервису и туризму // Вестн. Рос. нового ун-та. Сер. Туризм и культурное наследие. М., 2005. Вып. 6. С. 145-152.
10. Котлярова О.В. Проблемы инновационного подхода к формированию профессиональных компетенций специалиста туриндустрии в методике преподавания естественнонаучных дисциплин // Омск. науч. вестн. Сер. Общество. История. Современность. 2008. № 5 (72). С. 214-218.
11. Носко И.В. Модель выпускника как основа формирования компетенций студентов в процессе вузовской подготовки: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Дальневосточный государственный университет. 2007. C. 36
12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
13. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М., 2005.
14. Developing Graduate Competency Model for Bachelors of Tourism. [Электронный ресурс] / L. Akatieva, L. Batalova, G. Merzlyakova [et al.] // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 214. Worldwide trends in the development of education and academic research, 15-18 June 2015. P. 375-384. Ref.: p. 384 (7 назв.). URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/14492
15. Tuning Educational Structures in Europe. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001-2003. Phase 1. URL: http://www.relint.deusto.es/Tuning Project/ index.htm
Поступила в редакцию 2021-03-16
Опубликована 2021-12-28
Раздел
Педагогика
Страницы
454-462