ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ДНЕВНИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  • Александра Сергеевна Зелко
    • Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта
  • Валерия Сергеевна Сиренко
    • Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта
  • Александра Александровна Стрельникова
    • Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта
Ключевые слова: педагогические условия, педагогическое средство, рефлексивный дневник, личность младшего школьника

Аннотация

В статье в контексте проблемы развития личности младшего школьника, рефлексивный дневник рассматривается как педагогические средство развития личности младшего школьного возраста, раскрывается целесообразность его применения в начальной школе. Определена цель создания рефлексивного дневника, производится оценка результативности использования разработанного рефлексивного дневника по различным критериям: с точки зрения развития навыков самостоятельной работы, исходя из рефлексивных умений у младших школьников, по показателям количественных и качественных изменений в уровне развития личности младшего школьника. Разработана система обратной связи от обучающихся - младших школьников в виде анкеты. Перечисляется ряд педагогических условий результативности использования рефлексивного дневника: соблюдение периодичности ведения дневника, использование диагностических инструментов дневника, этапность заполнения дневника, полнота выполнения заданий дневника и фиксация достижений в соответствующем разделе, проведение вторичной диагностики показателей личностных характеристик младшего школьника, признание улучшений в личности ребенка родителями, учителями и самим ребенком. Предлагается шкала оценки результативности рефлексивного дневника в процентном соотношении. В завершение формулируется вывод о степени разработанности системы оценки результативности применения рефлексивного дневника в образовательном процессе младших школьников.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1980. С. 45-49, 170-178.
2. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в науке и педагогическая логика: пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. М.: МАКС Пресс, 2010. 80 с.
3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. М., 2003. Т. 3. 328 с.
4. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2002. № 3-4. С. 14-19.
5. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 2007. 152 с.
6. Макарьев И.С.Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования: терминологический словарь. СПб.: СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», 2015. 84 с.
7. Менчинская Н.А. Проблемы учения и развития // Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (под ред. В.В. Давыдова). М.: Педагогика, 1978. С. 253-268.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1998. 582 с.
9. Степанов С.А. Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования (проект). СПб.: Изд-во ЛЭТИ. 2006. 44 с.
10. Стрельникова А.А. Рефлексивный дневник как средство личностного развития младшего школьника // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: материалы Всеросc. науч.-практ. конф. Чебоксары, 25 июня 2021 г. Чебоксары: ИЛ «Среда», 2021. С. 250-253.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО): утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
12. Шадриков В.Д. Мысль, мышление и сознание // Мир психологии. 2014. № 1. С. 17-32.
13. Шигабетдинова Г.М. Феномен рефлексии: границы понятия // Вестник Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2 (1). С. 415-422.
14. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / под. ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 416 с.
15. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: сб. науч. тр. / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: НИИОПП, 2006. 157 с.
Поступила в редакцию 2021-09-05
Опубликована 2021-12-28
Раздел
Педагогика
Страницы
463-468