СВЯЗЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

  • Александр Александрович Вихман
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
  • Евгений Сергеевич Сибиряков
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
  • Андрей Александрович Скорынин
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Ключевые слова: цифровая социализация, цифровая компетентность, когнитивные способности, интеллект, критическое мышление, эмоциональный интеллект, корреляционный анализ, подростки

Аннотация

В работе отмечается, что для успешной цифровой социализации подростков необходимо развивать интеллектуальные способности и формировать критическое мышление. В исследовании поставлена цель - изучение связи цифровой компетентности и интеллектуальных способностей подростков. В качестве методического инструментария использовались: методика «индекс цифровой компетентности», тест «прогрессивные матрицы Д. Равена», субтесты TSI «тест структуры интеллекта» Р. Амтхауэра, тест критического мышления, тест когнитивной рефлексии Ш. Фредерика (CRT), методика диагностики эмоционального интеллекта (EQ) Н. Холла и опросник интуитивного стиля С. Эпстайна (REI). На выборке 105 подростков (средний возраст 14,8 лет; SD=1,22; 76 % женский пол) обнаружены разнообразные достоверные связи между компонентами информационной компетентности, предполагающие успешность деятельности («знание» и «умение») с одной стороны и шкалами вербального, невербального и математического интеллекта, критическим мышлением, когнитивной рефлексией и эмоциональным интеллектом, с другой стороны. Установлено, что цифровая компетентность статистически более значимо связана именно с вербальным видом интеллектуальных способностей в противовес математическому и невербальному интеллекту. Анализ корреляционных связей между интеллектуальными способностями и сферами цифровой компетентности показал, что наиболее тесные связи обнаруживаются в сферах потребления товаров и услуг через Интернет и работы с контентом в сети. Обсуждается особая роль эмоционального интеллекта и когнитивной рефлексии как важных когнитивных оснований цифровой компетентности. Результаты исследования позволяют преодолеть дефицит эмпирических фактов о связи цифровой компетентности и интеллекта с фокусом внимания на отдельных компонентах цифровой компетентности, наиболее связанных с интеллектом, и на отдельные интеллектуальные способности подростков, наиболее связанных с успешной цифровой социализацией.

Литература

1. Белинская, Е. П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие / Е. П. Белинская // Психологические исследования. - 2013. - Т. 6, № 30. - С. 5.
2. Вихман, А. А. Диагностика познавательных аспектов универсальных учебных действий в средней школе / А. А. Вихман, А. Ю. Попов // Научное мнение. - 2013. - № 5. - С. 158-163.
3. Ильин, Е. И. Холла оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ) / Е. И. Ильин, Н. Методика // Эмоции и чувства. - Санкт-Петербург: Питер. 2001. - С. 633-634.
4. Елисеев, О. П. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST) / О. П. Елисеев // Практикум по психологии личности. - Санкт-Петербург, 2003. - С. 342-370.
5. Корнилова, Т. В. Интуиция, интеллект и личностные свойства (результаты апробации шкал опросника С. Эпстайна) / Т. В. Корнилова, С. А. Корнилов // Психологические исследования. - 2013. - Т. 6, № 28. - С. 5.
6. Погожина, И. Н. Цифровая компетентность и детство - уникальный вызов 21 века (анализ современных исследований) / И. Н. Погожина, М. В. Сергеева, В. А. Егорова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2019. - 4. - 80-106.
7. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации / сост. и общая редакция О. Е. Мухордовой, Т. В. Шрейбер. - Ижевск: Удмуртский университет- 2011. - 70 с.
8. Родина О. Н. Апробация русскоязычных версий теста когнитивной рефлексии / О. Н. Родина, П. Н. Прудков // Вопросы психологии. - 2019. - С. 155-162.
9. Солдатова, Г. У. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатов. - Москва: Фонд Развития Интернет. - 2013. - С. 144.
10. Солдатова Г. У. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова, Т. А. Нестик. - Москва: Смысл, 2017. - 375 с.
11. Солдатова, Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире / Г. У. Солдатова // Социальная психология и общество. - 2018. - Том 9, №3. - С. 71-80. - DOI: 10.17759/sps.2018090308.
12. Alzahabi, R. The association between media multitasking, tasks witching, and dual-task performance / R. Alzahabi, M. Becker // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. - 2013. - Vol. 39, no 5. - P. 1485-1495. - DOI: 10.1037/a0031208.
13. Carr, N. The shallows: What the internet is doing to our brain / N. Carr. - New York: W.W. Norton & Company, 2011.
14. Dwyer, C. P. An integrated critical thinking framework for the 21st century / C. P. Dwyer, M. J. Hogan, I. Stewart, // Thinking Skills and Creativity. - 2014. - Vol. 12. - P. 43-52. - DOI: 10.1016/j.tsc.2013.12.004.
15. Ilomäki, L. What is digital competence? / L. Ilomäki, M. Lakkala, A. Kantosalo // Linked portal. Brussels: European Schoolnet (EUN). - 2011. - P. 1-12.
16. Gilster, P. Digital literacy / P. Gilster, P. Glister. - N.Y.: Wiley Computer Pub., 1997. (нет страниц)
17. Giraldo-García, R. The Interplay of Technology and Critical Thinking Skills in the 21st Century Blended Classroom / R. Giraldo-García, M. Roy, H. Alotebi // International Journal of Advanced Research in Eduation Technology (IJARET). - 2015. - Vol. 2. - P. 32-35.
18. Greenfield, P. Technology and Informal Education: What Is Taught, What Is Learned / P. Greenfield // Science (New York, N.Y.). - 2009. - Vol. 323. - P. 69-71. - DOI: 10.1126/science.1167190.
19. Livingstone, S. Gradations in digital inclusion: children, young people and the digital divide / S. Livingstone, E. Helsper // New media & society. - 2007. - Vol. 9, no. 4. - P. 671-696. - DOI: 10.1177/1461444807080335.
20. Loh, K. How Has the Internet Reshaped Human Cognition? / K. Loh, R. Kanai // The Neuroscientist. - 2016. - Vol. 22, no. 5. - P. 506-520. - DOI: 10.1177/1073858415595005.
21. Røkenes, F. Development of Student Teachers’ Digital Competence in Teacher Education - A Literature Review / F. Røkenes, R.Krumsvik // Nordic Journal of Digital Literacy. - 2014. - Vol. 4, no. 9. - P. 250-280.
22. Smith, J. Digital socialization: Young people's changing value orientations towards Internet use between adolescence and early adulthood /j. Smith, B. Hewitt, Z. Skrbiš // Information, Communication & Society. - 2015. - Vol. 18, no. 9. - P. 1022-1038. - DOI: 10.1080/1369118X.2015.1007074.
23. Sparrow, B. Google Effects on Memory: Cognitive Consequences of Having Information at Our Fingertips / B. Sparrow, J. Liu, D. Wegner // Science. - 2011. - Vol. 333. P. 776. - DOI: 10.1126/science.1207745.
24. Thornton, B. The mere presence of a cell phone may be distracting implications for attention and task performance / B. Thornton, A. Faires, M. Robbins, E. Rollins // Soc. Psychol. - 2014. - Vol. 45. - P. 479-488. - DOI: 10.1027/1864-9335/a000216.
25. Wilmer, H. Smartphones and Cognition: A review of research exploring the links between mobile technology habits and cognitive functioning / H. Wilmer, L. Sherman, J. Chein // Frontiers in Psychology. - 2017. - Vol. 8 (605). - P. 1-16.
26. Wolf, M. The importance of deep reading / M. Wolf, M. Barzillai // Edu. Leadership. - 2009. - Vol. 66. - P. 32-37.
Поступила в редакцию 2022-01-12
Опубликована 2022-03-29
Раздел
Психология
Страницы
30-40