ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ РИСОВАНИЯ КОМИКСОВ

  • Гульнара Анфисовна Евлампиева
    • ГБОУ ВО «Башкирская Академия Государственной Службы и Управления при Президенте Республики Башкортостан
Ключевые слова: аутизм, аутичные дети, коммуникативные навыки, эмоциональное взаимодействие, коррекционно-развивающая работа, арт-терапия, комиксы, рисованные истории

Аннотация

Работа с аутичными детьми, их социализация и интеграция в современное общество - важное направление коррекционной педагогики. Реализация эффективных технологий с особенными детьми представляется необходимым направлением гуманизации общества. В статье представлены технологии рисования комиксов, позволяющие активизировать у детей мыслительные процессы и сформировать у них устойчивый интерес к предлагаемым занятиям. В процессе длительного исследования автором статьи была подтверждена результативность предлагаемой технологии. В итоге исследования определяется, что каждый из детей, прошедший обучение и реабилитацию путем выражения графических поисков и организации изготовления новелл, более успешно социализируется в процессе общения со сверстниками. В ходе исследования определялись и применялись игровые методы и классические формы взаимодействия ребенка с внешним миром через предметное восприятие и формирование среды; его мотивов и выраженности его действий. Экспериментальные данные подтвердили гипотезу исследования в аспекте повышения коммуникативных навыков на 30-40 % по сравнению с началом реабилитационного периода.

Литература

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. 782 c.
2. Гринспен Стенли. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления. М.: Теревинф, 2015. 119 c.
3. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми; пер. с англ. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. 218 c.
4. Железнова Е. Развивалочки от 1 до 5. Топ-топ. Детское музыкальное издательство «ТВИК», 2006. 480 с.
5. Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 714 с.
6. Кандаурова А.В. Категория «изменение» в современных педагогических исследованиях // Вестн. Красноярского гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. 2016. № 2. С. 55-60.
7. Коломейцев П., Манске К. Каждый ребенок - особенный. Иллюзия дефекта. М.: Никея, 2015. 648 с.
8. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 319 с.
9. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2010. 557 с.
10. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 2015. 678 с.
11. Реуцкая О.А. Другой мир «особого» ребенка: помощь, уход, развитие. Книга для родителей. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2011. 643 с.
12. Рудик О.С. Коррекционная работа с аутичным ребенком. М.: Владос, 2014. 697 с.
Поступила в редакцию 2017-01-17
Опубликована 2017-03-24
Раздел
Педагогика
Страницы
116-121