ВЛИЯНИЕ ЗНАЧИМОГО ДРУГОГО НА РЕПРЕЗЕНТАЦИЮ ИДЕНТИЧНОСТИ

  • Марина Сергеевна Мышкина
    • ФГБОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»
Ключевые слова: идентичность, репрезентация идентичности, когнитивная ориентация, значимый другой

Аннотация

Феномен присутствия значимого другого рассматривается как компонент механизма самоидентификации, что позволяет определить характер его влияния на содержание идентичности. Исследование выполнено на выборке 86 студентов Самарского университета в возрасте от 20 до 25 лет (М=22,5). С использованием специально разработанных web-форм осуществлялась диагностика когнитивной (индивидуалистической / коллективистической) ориентации, с помощью нарративного метода выявлялись вербальные маркеры идентичности, проводился эксперимент «выбор мишени» по распределению выигрыша в ситуациях первичного спонтанного выбора и с воображаемым присутствием значимого другого. Полученные данные анализировались в направлении межгруппового сравнения «индивидуалистов» и «коллективистов» в обеих экспериментальных ситуациях с применением углового преобразования Фишера. Обнаружено влияние значимого другого как регулятора активности, значимый другой становится мотиватором просоциального выбора для «коллективистов» и индивидуалистического выбора для «индивидуалистов». Установлено, что категория «человек» является вербальным показателем социальной идентичности: в репрезентации респондентов с коллективистической ориентацией категория «человек» соотносится со всем человечеством, с индивидуалистической ориентацией - с набором индивидуальных черт с возможностью выделиться в группе, подчеркнуть свою уникальность.

Литература

1. Авербух, Н.В. Феномен присутствия, феномен человеческого фактора и его влияние на эффективность решения интеллектуальных задач в средах виртуальной реальности / Н.В. Авербух, А.А. Щербинин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2011. - Т. 8, № 4. - С. 102-119.
2. Василевская, Е.Ю. Возможные Я: обзор зарубежных исследований / Е.Ю. Василевская, О.Н. Молчанова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2016. - Т. 13, № 4. - С. 801-815.
3. Гудзовская, А.А. Имплицитная расовая идентичность российских школьников на этапе коммитмента / А.А. Гудзовская, М.С. Мышкина // Российский психологический журнал. - 2021. - Т. 18, № 1. - С. 91-105. - DOI: 10.21702/rpj.2021.1.7.
4. Иванова, Н.Л. Проблема психологического анализа социальной идентичности / Н.Л. Иванова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2006. - Т. 3, № 4. - С. 14-38.
5. Кондратьев, М.Ю. «Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости / М.Ю. Кондратьев // Социальная психология и общество. - 2011. - Т. 2, № 2. - С. 17-28.
6. Никандров, В.В. Метод тестирования в психологии / В.В. Никандров, В.В. Новочадов. - СПб.: Речь, 2003. - 41 с.
7. Овчинникова Ю. Г. Личностная идентичность: от философских истоков к психологической сущности / Ю.Г. Овчинникова, П. Б. Селюгина // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - Т. 9, № 1. - С. 153-161.
8. Петрова, А.О. Эффект взгляда-подсказки в виртуальной среде: влияние социальной установки и социальной дистанции / А.О. Петрова, Е.Г. Лунякова, М.В. Фаликман // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2021. - Т. 18, № 1. - С. 211-223.
9. Петровский, А.В. Трехфакторная модель значимого другого / А.В. Петровский // Вопросы психологии. 1991. - № 1. - С. 7-18.
10. Румянцева, Т.В. Тест Куна. Тест «Кто Я?» / Т.В. Румянцева // Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. - СПб., 2006. - С.82-103.
11. Сураева, Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности: Социокультурный аспект: автореферат дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / Г.З. Сураева. - М., 2002. - 20 с.
12. Тернер Дж. Социальное влияние / Дж. Тернер. - СПб.: Питер, 2013. - 256 с.
13. Ядов, В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В.А. Ядов // Социологический журнал. - 1994. - № 1. - С. 35-52.
14. Arntzen, E. Identity and Delay Functions of Significant Stimulials: Enhanced Equivalence Class Formation / E. Arntzen, R. K. Nartey, L. Fields // Psychol Rec 64. - 2014. - P. 349-360. - DOI.org/10.1007/s40732-014-0066-3.
15. Atukpawu, G. Identities and futures explored within a community of transitioning foster care youth participating in independent living programs / G. Atukpawu. - ProQuest Dissertations Publishing, 2009. - 3363937
16. Cameron, J. E. Social identity and the pursuit of possible selves: Implications for the psychological well-being of university students /j. E. Cameron // Group Dynamics: Theory, Research, and Practice. - 1999. - 3(3). - P. 179-189. - DOI: 10.1037/1089-2699.3.3.179.
17. Erikson, M. The meaning of the future: Toward a more specific definition of possible selves / M. Erikson // Review of General Psychology. - 2007. - 11(4). -P. 348-358. - DOI: 10.1037/1089-2680.11.4.348.
18. Freeman, M. Defensive evaluation of antismoking messages among college-age smokers: The role of possible selves / M. Freeman, E. Hennessy, D. Marzullo // Health Psychology. - 2001. - 20 (6). P. 424-433. - DOI: 10.1037//0278-6133.20.6.424.
19. Grotevant, H.D. Assessment of Identity Development: Current Issues and Future Directions / H.D. Grotevant // Research Article. - 1986. - 1 April. - P. 203-222. - DOI.org/10.1177/074355488612004.
20. Kao, G. Group images and possible selves among adolescents: Linking stereotypes to expectations by race and ethnicity / G. Kao // Sociological Forum. - 2000. - 15(3). - P. 407-430. - DOI: 10.1023/A:1007572209544.
21. Markus, H. Possible selves: Personalized representations of goals / H. Markus, A.Ruvolo, L. A. Pervin // Goal concepts in personality and social psychology (211-241). - London; New York: Psychology Press, 2015.
22. Осмысленная идентичность: Лонгитюдный взгляд на взаимодействие между идентичностью и смыслом жизни в подростковом возрасте / O. Negru-Subtirica, E. I. Pop, K. Luyckx, J. Dezutter, M. F. Steger // Психология развития. - 2016. - 52 (11). - С. 1926-1936. - DOI.org/10.1037/dev0000176
23. Oyserman D. Possible selves and academic outcomes: How and when possible selves impel action / D. Oyserman, D. Bybee, K. Terry // Journal of Personality and Social Psychology. - 2006. - 91(1). - P. 188-204. -DOI: 10.1037/0022-3514.91.1.188.
24. Possible selves as roadmaps / D. Oyserman, D. Bybee, K. Terry, T. Hart-Jonson // Journal of Research in Personality. - 2004. - 38(2). - P. 130-149. - DOI: 10.1016/S0092-6566(03)00057-6.
25. Oyserman D. The context-sensitive future self: Possible selves motivate in context, not otherwise / D. Oyserman, M. Destin, S. Novin // Self and Identity. - 2015. - 14(2). - P. 173-188. - DOI:10.1080/15298868.2014.965733.
26. Unemori, P. Self-portraits: Possible selves in Eropean-American, Chilean, Japanese and Japanese-American cultural contexts / P. Unemori, H. Omoregie, H. Markus // Self and Identity: An International Journal of Theory and Research. - 2004. - 2(3). - P. 213-230. - DOI: 10.1207/S1532706XID0203_02.
Поступила в редакцию 2021-09-20
Опубликована 2022-07-06
Раздел
Психология
Страницы
128-137