ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В ПОВСЕДНЕВНЫХ И НАПРЯЖЕННЫХ СИТУАЦИЯХ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

  • Алла Владленовна Климанова
    • Казанский (Приволжский) федеральный университет
Ключевые слова: положительное психическое состояние, структурно-функциональная организация состояний, повседневная и напряженная ситуации, учебно-профессиональная подготовка студентов

Аннотация

Актуальность исследования заключается в том, что в общей психологии недостаточно изучен класс положительных психических состояний. Целью является выявление часто переживаемых положительных психических состояний в повседневных и напряженных ситуациях учебно-профессиональной подготовки студентов, их взаимосвязи и структурно-функциональной организации. Выборку составили 114 студентов - юноши и девушки в возрасте от 18 до 25 лет (85 % женщин, Me=21; 15 % мужчин, Me=22,5). Гипотеза: типичные положительные психические состояния у студентов, актуализирующиеся в учебно-профессиональной подготовке в вузе, имеют сложную структурно-функциональную организацию в связи с образовательной ситуацией. Методы: авторская анкета «Оценка положительных психических состояний» (А.О. Прохоров, А.В. Климанова) и методы математической статистики (коэффициента корреляции Пирсона, метод максимального корреляционного пути Л.К. Выханду). Установлено, что часто переживаемые положительные психические состояния коррелируют с классами состояний: эмоциональные, познавательные, психофизиологические, волевые, состояния сознания и общения (при значимости p ≤ 0,01). Выявлены ключевые блоки в структурно-функциональной организации положительных психических состояний: - во время лекции - эмоциональный блок и блок, включающий состояния сознания; - во время семинара - психофизиологический, эмоциональный блок и блок, включающий состояния общения; - во время экзамена - психофизиологический и эмоционально-волевой блоки.

Литература

1. Выханду, JI.K. Об исследовании многопризнаковых биологических систем //Применение математических методов в биологии. Вып.З. Л.: ЛГУ, 1964. - С. 19-23.
2. Ганзен, В.А. Описание психических состояний человека / В.А. Ганзен // Психические состояния / Сост. и ред. Л.В. Куликов. - СПб : Питер, 2001. - С. 60-72.
3. Дикая, Л.Г. Функциональные состояния в профессиональной деятельности / Л.Г. Дикая // Психологические основы профессиональной деятельности. - М.: Пер Сэ; Логос, 2007. - С. 588-596.
4. Дикая, Л.Г. Метод определения индивидуального стиля саморегуляции психического состояния человека / Л.Г. Дикая, В.И. Щедров // Проблемность профессиональной деятельности: теория и методы психического анализа. - М.: ИП РАН, 1999. - С. 106-131.
5. Дружилов, С.А. Психические состояния человека в труде: теоретический анализ взаимосвязей в системе «Свойства личности - Состояния - Процессы» Психологические исследования / С.А. Дружилов, А.М. Олещенко. - 2014. - Т. 7, № 3.
6. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард // The psychology of emotions / пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева. - СПб: Питер, 2012. - 460 с.
7. Ильин, Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния / Е.П. Ильин. - М., 1978. - С. 325-346.
8. Леонова, А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова. - М.: Смысл, 2007 - 311 с.
9. Прохоров, А.О. Классификация психических состояний / А.О. Прохоров // Психические состояния и их проявления в учебном процессе / сост. А.О. Прохоров. - Казань: Изд-во КГУ, 1991. - С. 28-32.
10. Прохоров, А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности / А.О. Прохоров. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 352 с.
11. Прохоров, А.О. Психические состояния и их функции / А.О. Прохоров - Казань: Изд-во КГПИ, 1994. - 168 с.
12. Прохоров, А.О. Познавательные состояния в контексте интеллектуальной активности студентов / А.О. Прохоров, М.Г. Юсупов // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - Т. 156, № 6. - С. 189-198.
13. Чернов, А.В. Феноменология познавательных состояний преподавателей и научных работников / А.В. Чернов, М.Г. Юсупов // Психология психических состояний: юбилейный сборник международной школы: сб. ст. конф. - 2016. - Вып.10. - С. 91-96.
14. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. - М., 1977- 144 с.
15. Balch, W.R. Dimensions of mood in mood-dependent memory / W.R. Balch, D.M. Myers, C. Papotto // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. - 1999. - 25(1). - P. 70-83. - DOI.org/10.1037/0278-7393.25.1.70.
16. Bränström, R. Frequency of positive states of mind as a moderator of the effects of stress on psychological functioning and perceived health / R. Bränström // BMC Psychology. - 2013. - P. 1-7.
17. Efklides, A. Metacognitive experiences in problem solving: Metacognition, motivation, and self-regulation / A. Efklides // Trends and prospects in motivation research. Dordrecht, The Netherlands: Kluwer. - 2001. - P. 297-323.
18. Fredrickson, B. The role of positive emotions in positive psychology: The broaden-and-build theory of positive emotions / B. Fredrickson // American Psychologist. - 2001. - 56. - P. 218-226.
19. When you don't like what you feel: Experiential avoidance, mindfulness and meta-emotion in emotion regulation / H. Mitmansgruber, T.N. Beck, S. Höfer, G. Schüßler // Personality and Individual. - 2009 - P. 448-453.
Поступила в редакцию 2022-04-12
Опубликована 2022-07-06
Раздел
Психология
Страницы
154-162