МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПОРНОЙ ШКОЛЫ: ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ

  • Юлия Александровна Баталова
    • Кировское областное государственное автономное учреждение «Центр оценки качества образования»
Ключевые слова: качество общего образования, оценка качества, кадровые ресурсы, профессиональные дефициты, опорная школа, методическая деятельность, идентификационный потенциал

Аннотация

Одним из условий повышения качества образовательных результатов обучающихся рассматривается повышение качества кадровых ресурсов, а также построение методической деятельности с учетом анализа образовательных результатов обучающихся. Статья посвящена актуальной проблеме поиска средств повышения качества образования в опорных школах, которые становятся центром методической деятельности школьного округа, организованной по принципу концентрации и взаимозаменяемости ресурсов. Однако в настоящее время возможности методической деятельности опорной образовательной организации не достаточно изучены. В частности, не определены содержательные и организационно-педагогические аспекты методической работы опорной школы, не сформированы механизмы диагностики, планирования, реализации, оценки эффективности методической деятельности школьного округа. Цель исследования - изучить, разработать и обосновать систему методической деятельности опорной школы, направленной на восполнение профессиональных дефицитов педагогических работников школьного округа на основе идентификационного потенциала региональной системы оценки качества общего образования. Автором раскрыты особенности построения методической деятельности опорной школы и школьного округа на основе идентификационного потенциала региональной системы оценки качества общего образования, выявлены и описаны организационно-педагогические условия (необходимые и достаточные) для обеспечения результативности методической деятельности опорной школы. Теоретическая значимость работы состоит в развитии теории педагогического менеджмента в контексте разработки вопросов организации методической деятельности опорных школ на основе идентификационного потенциала региональной системы оценки качества общего образования.

Литература

1. Баталова, Ю.А. Идентификационный потенциал региональной системы оценки качества общего образования как основа методической деятельности опорной школы / Ю.А. Баталова // Вестник Вятского государственного университета. - 2021. - № 4.
2. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. М.,1989. - 560 с.
3. Болотов, В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования / В.А. Болотов // Вопросы образования. - 2005. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-postroenii-obscherossiyskoy-sistemy-otsenki-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 01.03.2022).
4. Ключевые вопросы развития национальных и региональных систем оценки качества образования (экспертный обзор) / В.А. Болотов, И.А. Вальдман, Р.В. Горбовский [и др.] // НИУ «Высшая школа экономики», М., 2016.
5. Величко, С.В. Роль личностного потенциала в процессах социальной реадаптации / С.В. Величко // Перспективные информационные технологии и интеллектуальные системы. - 2004. - № 1 (17). - С. 126-130.
6. Воротилов, В.В. Анализ основных подходов к определению качества образования / В.В. Воротилов // Высшее образование в России. - 2006. - №11. - С. 49-51.
7. Гуляева, М.А. Научные подходы к определению содержания понятия «Методическая деятельность» / М.А. Гуляева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2012. - № 2 (11). - С. 63-68.
8. Давыдова, Л.H. Эволюция содержания понятия качества / Л.Н. Давыдова // Известия высших учебных заведений. - 2004. - № 11. - С. 99-105.
9. Заир-Бек, С.И. Портрет российской сельской школы / С.И. Заир-Бек, Т.А. Мерцалова // Мониторинг экономики образования. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - 2020. - № 35.
10. Илюхин, Б.В. Использование результатов педагогических измерений для решения задач управления в образовании (на примере Томской области) / Б.В. Илюхин, П.И. Горлов, Ю.Я. Кацман // Педагогические измерения. - 2019. - № 2. - С. 108-117.
11. Коршунова, О.В. Методологические подходы к обучению и воспитанию в сельской школе / О.В. Коршунова, С.В. Огородникова. - Киров, 2018. - 653 с.
12. Ларина, В.П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности общеобразовательных учреждений как средство развития региональной системы образования / В.П. Ларина. - Москва, 2010.
13. Лейбович, А.Н. Концепция общероссийской системы оценки качества образования / А.Н. Лейбович, А.М. Новиков, А.О. Татур - Москва, 2008.
14. Митрахович, В.А. Потенциал как педагогическая категория / В.А. Митрахович // Известия ВГПУ. - 2008. - № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-kak-pedagogicheskaya-kategoriya (дата обращения: 01.03.2022).
15. Немова, Н.В. Рекомендации по подготовке плана методической работы учителя / Н.В. Немова // Практика административной работы в школе. - 2005. - №7. - С. 3-6.
16. Панасюк, В.П. Школа и качество: выбор будущего / В.П. Панасюк. - СПб.: КАРО, 2003. - 384 с.
17. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления в вопросах и ответах / М.М. Поташник. - Москва, 2002. - 352 с.
18. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373
19. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897».
20. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413. (нет выходных данных)
21. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. № 544 (нет выходных данных)
22. Об опорной школе в Кировской области и образовательном кластере в Кировской области: Распоряжение министерства образования Кировской области от 29.08.2018 № 5-312
23. Селезнева, Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-доклад / Н.А. Селезнева. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - С. 10-23.
24. Субетто, А.И. Квалитология образования: Основания, синтез / А.И. Субетто. - Москва, 2000. - 223 с.
25. Сравнительный анализ результатов процедур оценки качества образования в общеобразовательных организациях, участвовавших в ЕГЭ, ОГЭ, ВПР за 2016 и 2017 годы в разрезе кластеров / ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». - URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/Сравнительный%20анализ%20результатов%20по%20кластерам-1.pdf (дата обращения 21.02.2022).
26. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Федер. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ
27. Об образовании в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204
28. Шамова, Т.И. Образовательный мониторинг как механизм управления развитием качества профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений / Т.И. Шамова // Мониторинг педагогических систем в профессиональной переподготовке управленческих кадров образования: сб. мат. научной сессии ФППК и ППРО МПГУ. - М., 2003.
29. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. - Москва, 2002 - 384 с.
30. Шишов, С.Е. Школа: мониторинг качества образования / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - Москва, 2000. - 354 с.
Поступила в редакцию 2022-03-09
Опубликована 2022-07-06
Раздел
Педагогика
Страницы
172-180