ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РУЧНОМУ ТВОРЧЕСТВУ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

  • Роман Сергеевич Наговицын
    • Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко
  • Алексей Николаевич Сопин
    • МБОУ ДО Научно-технический центр «Механик»
Ключевые слова: дополнительное образование, ручное творчество, инновационная программа, ценностное отношение, школьники 6-7 классов

Аннотация

Исследование направлено на разработку инновационной программы развития ценностного отношения обучающихся к ручному творчеству в дополнительном образовании и опытно-экспериментальное доказательство ее эффективности в образовательно-воспитательном процессе. Участники исследования: школьники 6-7 классов в возрасте от 12 до 14 лет (М=13,2), занимающиеся в кружках дополнительного образования (n=43) МБОУ ДО НТЦ «Механик» г. Ижевска. Для реализации диагностических процедур была использована таксономия Б. Блума, ориентированная на анализ ценностного отношения обучающихся к ручному творчеству по уровням сформированности универсальных учебных действий: предметное, познавательное, коммуникативное, личностное и регулятивное. В течение 2020-2021 учебного года в кружке «Живое дерево» была реализована авторская программа, наполненная инновационным содержанием на основе информационных и интерактивных технологий, осуществленная по этапам: мотивационно-ориентировочный, тренировочно-пропедевтический и процессуально-обучающий. В исследовании детально представлен фрагмент реализованной программы по оригинальным модулям обучения «Декупаж» и «Скрапбукинг». Мониторинг, проведенный после эксперимента, показал достоверные результаты, подтвержденные математико-статистической обработкой, указывающие на увеличение ценностного отношения обучающихся к ручному творчеству через повышение коммуникативных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся.

Литература

1. Антонова И. Инновационные процессы в дополнительном образовании // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 78-81.
2. Брехова А.В., Попкова Н.В. К вопросу об интеграции художественного образования и технологии в системе дополнительного образования // Перспективы науки и образования. 2015. № 3(15). C. 115-120.
3. Гуленков В.А. Развитие творческих интересов в организации работы объединений технической направленности и их роль в профессиональной ориентации // Современное педагогическое образование. 2021. № 6. C. 84-87.
4. Данилов А.В., Хайруллова Э.Р. Развитие творческих способностей учащихся на уроках декоративно-прикладного искусства // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2018. № 4(100). C. 131-138.
5. Кряжева К.Л. Опытно-экспериментальная работа по развитию индивидуально-творческих способностей воспитанников в области дополнительного образования детей // Перспективы науки и образования, 2018. № 1 (31). C. 122-126.
6. Кряжева К.Л. Развитие индивидуально-творческих способностей воспитанников объединений дополнительного образования // Перспективы науки и образования. 2018. No 5(35). C. 118-126.
7. Махотин Д.А. Развитие технологического образования школьников на переходе к новому технологическому укладу // Образование и наука. 2017. № 19 (7). C. 25-40.
8. Наговицын Р.С., Замолоцких Е.Г., Рассолова Е.А., Фарниева М.Г., Оборотова С.А. Использование синектического метода как применение инноваций в образовательном процессе вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 8 (3). С. 7-22.
9. Олейник Е.В., Испулова С.Н., Безенкова Т.А. Социальное проектирование в культурно-досуговой деятельности подростков в учреждении дополнительного образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). C. 215-224.
10. Павленко К.В., Поливанова К.Н., Бочавер А.А., Сивак Е.В. Дополнительное образование школьников: функции, родительские стратегии, ожидаемые результаты // Вопросы образования. 2019. № 2. C. 241-261.
11. Попова Е.М. О пользе дополнительного образования // Образовательная политика. 2011. № 6 (56). C. 101-105.
12. Сергеев И.М. Методы активизации творческих способностей детей средствами акварельной живописи в системе дополнительного образования // Перспективы науки и образования. 2018. № 3(33). C. 243-247.
13. Толлингерова, Д. Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей - Москва-Прага: Роспедагенство, 1994. 48 с.
14. Чернышева Е.И., Шилова О.И. Организация самостоятельной работы учащихся на занятиях объединения декоративно-прикладного творчества // Перспективы науки и образования. 2018. № 1(31). C. 72-77.
15. Anderson L., Krathwohl D., Airasian P., Cruikshank K., Mayer R., Pintrich P., Raths J., Wittrock M. Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing, A: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives, Abridged Edition. Pearson; 1st edition, 2000. 336 p.
16. Peurach D.J. Innovating at the Nexus of Impact and Improvement // Educational Researcher. 2016. No. 45 (7). P. 421-429.
17. Richmond G., Tatto, M.T. Innovation in Educational Research // Journal of Teacher Education. 2016. No. 67 (5). P. 7-16.
18. Ullah Z., Lajis A., Jamjoom M., Altalhi A., Saleem, F. Bloom's taxonomy: A beneficial tool for learning and assessing students’ competency levels in computer programming using empirical analysis // Computer Applications in Engineering Education. 2020. No. 28 (6). P. 1628-1640.
Поступила в редакцию 2021-11-09
Опубликована 2022-07-06
Раздел
Педагогика
Страницы
181-188