МОДЕЛИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

  • Александр Владимирович Жаринов
    • ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова» (ИЭУП)
  • Дания Загриевна Ахметова
    • ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова» (ИЭУП)
Ключевые слова: инклюзивное образование, творческое саморазвитие, моделирование саморазвития, педагог дополнительного образования, дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Аннотация

Актуальность исследования заключается в необходимости научного поиска эффективных инструментов внедрения дополнительного инклюзивного образования в современную практику и потребности образовательных учреждений в педагогах, готовых к профессиональному саморазвитию, способных создавать условия для творческого самовыражения обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В статье рассматривается проблема формирования готовности к творческому саморазвитию педагога дополнительного образования в условиях инклюзивного образования. Целью исследования является разработка, теоретическое обоснование авторской модели формирования готовности к творческому саморазвитию педагога дополнительного образования, работающего с «особыми» детьми. Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения концепции творческого саморазвития В.А. Андреева и научные идеи П.К. Энгельмейера, К. Роджерса, Б.Г. Ананьева, Н.К. Сергеева, которые рассматривают творческое саморазвитие педагога, как способность выстраивать и реализовывать траекторию профессиональной самоактуализации, управлять своим временем, находить нестандартные способы решения проблем, осуществлять педагогическую рефлексию, а также выстраивать маршрут индивидуального обучения ребенка и саморазвития его личности. Опытно-экспериментальной базой стало МБУ ДО «Центр дополнительного образования детей "Заречье" Кировского района» г. Казани, где реализуются адаптированные дополнительные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Результатом исследования стала разработка модели творческого саморазвития педагога дополнительного образования, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, которая содержит целевой, методологический, содержательный, диагностический, результативный компоненты и строится на принципах гуманизации, систематичности, индивидуализации, творческой активности.

Литература

1. Андреев, В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
2. Педагогика и психология инклюзивного образования / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова [и др.]. - Казань: Познание, 2013. - 204 с.
3. Ахметова, Д.З. Профессиональные компетенции и личные качества педагога (специалиста) системы инклюзивного образования. / Д.З. Ахметова, А.В. Тимирясова // Педагогическое образование и наука. - 2019. - № 3. - С. 77-81.
4. Ахметова, Д.З. Теоретические основы компетенции педагогов в системе инклюзивного образования: от незнания - к профессиональному и личностному совершенству / Д.З. Ахметова // Преемственная система инклюзивного образования: профессиональные компетенции педагогов: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - Казань, 2017. - С. 8-10.
5. Баранов, А.А. Динамика профессиональной готовности педагогов общеобразовательных организаций к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья / А.А. Баранов, А.С. Сунцова // Вестн. Удм. ун-та. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. - 2019. - Т. 29, вып. 1. - С. 55-62.
6. Голованов, В.П. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования детей / В.П. Голованов // Дополнительное образование и воспитание. - 2015. - №1. - С. 3-7.
7. Евладова, Е.Б. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования. Методическое пособие ФГОС / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова. - М: Высшая школа, 2019. - 259 с.
8. Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность: материалы V Междунар. научно-практ. конф. (Москва, 23-25 окт. 2019 г.) / гл. ред. С. В. Алехина. - М.: МГППУ, 2019. - 502 с.
9. Косарецкий, С.Г. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / С.Г. Косарецкий, И.Д. Фрумин. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 269 с.
10. Милинис, О.А. Профессиональное саморазвитие педагогов дополнительного образования как ресурс управления образовательной организацией / О.А. Милинис, О.Е. Баютова // The New man in Foreign policy. - 2017. № 36 (80). - С. 5-9
11. Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей "Заречье" Кировского района» г. Казани. - URL: https://edu.tatar.ru/kirov/page520369.htm. (дата обращения: 02.03.2022).
12. Сергеев, Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории) / Н.К. Сергеев. - СПб.; Волгоград, 2018. - 166 с.
13. Щанкина, И.В. Профессионально-личностное становление педагога дополнительного образования в процессе творческой самореализации: дис. … канд. пед. Наук / И.В. Щанкина. - М., 2004. - 167 с.
Поступила в редакцию 2022-04-13
Опубликована 2022-07-06
Раздел
Педагогика
Страницы
189-196