ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ: КРОСС-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИНТЕГРАЦИИ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

  • Леонид Яковлевич Дорфман
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры»
  • Алексей Юрьевич Калугин
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Ключевые слова: кросс-теоретические интеграции, эмпирические интеграции, критерий общего, критерий опосредования, критерий времени

Аннотация

В статье кросс-теоретические и эмпирические интеграции рассматриваются на методологическом, теоретическом, эмпирическом и практическом уровнях. Некоторые условия интеграции теорий выделяются и подвергаются анализу. Они включают дифференциацию, потенциал к обобщению, динамические структуры и расходящиеся функции, уровни и многомерность, опосредование, относительность и дополнительность, интегративные качества. Особое внимание уделено трем разновидностям общего: каузальное, генерализованное и перекрещивающееся. Эти разновидности общего носят теоретический характер, и они нуждаются в эмпирической поддержке. Для этого, прежде всего, их нужно конвертировать в эмпирические понятия и операционализировать. Представлены схемы операционализации и эмпирического изучения кросс-теоретических интеграций по критериям общего, опосредования и времени. Показано, что общее изучается с помощью конфирматорного факторного анализа (однофакторного и двухфакторного), опосредование изучается с помощью структурных линейных уравнений. На оси времени различаются периоды настоящего, будущего по отношению к настоящему, будущего как обновленного настоящего (реализованного будущего).

Литература

1. Абульханова К.А. С.Л. Рубинштейн - ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М.: Академический Проект, 2000. С. 13-26.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2018. 288 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл: Academia, 2007. 526 с.
4. Барабанщиков В.А. Системный подход в структуре психологического познания // Методология и история психологии. 2007. Т. 2. № 1. С. 86-99.
5. Берталанфи фон Л. Общая теория систем - критический обзор // Исследования по общей теории систем / Общ. ред. В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. С. 23-82.
6. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М.: URSS, 2007. 230 с.
7. Волкова Е.В. Дифференционно-интеграционный механизм развития концептуальных структур как центральное звено творческой деятельности // Дифференционно-интеграционная теория развития: Философское осмысление и применение в психологии, языкознании и педагогике. Тезисы докладов Второй научно-практической конференции. 4 марта 2013 г., Москва / Под ред. Н.И. Чуприковой, Е.В. Волковой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. С. 30-31.
8. Волкова Е.В. Технологии развития ментальных ресурсов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 256 с.
9. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. 2-е изд. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2007. 347 с.
10. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Системная интеграция индивидуальности человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. 176 с.
11. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Об интеграции теорий и подходов целостного познания человека // Вестник Удмуртск. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26. № 2. С. 47-57.
12. Гемпель К.Г. Логика объяснения. М.: Дом интеллектуальной книги; Русское феноменологическое общество, 1998. 237 с.
13. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. 3-е изд. СПб.: Питер, 2004. 558 с.
14. Дорфман Л.Я. Я-концепция: дифференциация и интеграция // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / Под ред. Л.Я. Дорфмана. М.: Смысл, 2004. С. 96-123.
15. Дорфман Л.Я. Концепция метаиндивидуального мира: современное состояние // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 3. С. 3-34.
16. Дорфман Л.Я. Эмпирическая парадигма в психологической науке // Парадигмы в психологии: науковедческий анализ / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилова, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 335-379.
17. Дорфман Л.Я. Каузальный плюрализм и психология // Мир психологии. 2014а. № 3 (79). С. 220-236.
18. Дорфман Л.Я. Каузальный плюрализм и психология (окончание) // Мир психологии. 2014б. № 4 (80). С. 230-246.
19. Дорфман Л.Я. Каузальный плюрализм и холизм в концепции метаиндивидуального мира // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2016. Т. 13. № 1. С. 98-136.
20. Дорфман Л.Я., Калугин А.Ю. Четырехфакторный опросник Я: его концептуальный и психометрический анализ // Сибирский психологический журнал. 2020. № 75. С. 53-74. doi:10.17223/17267080/75/4
21. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1984. 318 с.
22. Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2006. 734 с.
23. Климов Е.А. Опосредование // Энциклопедия профессионального образования / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование» РАО, 1999. Т. 2. С. 179.
24. Козлов В.В. Интегративная психология - возврат к предмету психологии // Методология и история психологии. 2006. № 1. С. 132-146.
25. Козлов В.В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. М.: Психотерапия, 2007. 520 с.
26. Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 3. С. 3-14.
27. Левин В.И. Философия, логика и методология науки: Толковый словарь понятий. Пенза: ПГТА, 2010. 66 с.
28. Лекторский В.А. Дифференциация, сложность и стадии развития // Дифференционно-интеграционная теория развития: Философское осмысление и применение в психологии, языкознании и педагогике. Тезисы докладов Второй научно-практической конференции. 4 марта 2013 г., Москва / Под ред. Н.И. Чуприковой, Е.В. Волковой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. С. 12.
29. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. 5-е изд. М.: Смысл - Academia, 2010. 509 с.
30. Логинова Н.А. Опыт человекознания: история комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. СПб.: СПбГУ, 2005. 283 с.
31. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
32. Мазилов В.А. Методология психологии. Ярославль: МАПН, 2007. 344 с.
33. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. 304 с.
34. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
35. Назарчук А.В. О сетевых исследованиях в социальных науках // Социологические исследования. 2011. № 1. С. 39-51.
36. Никитина А.Г., Никитин Е.П. Функции научного исследования // Философия и методология науки / Под ред. В. И. Купцова. М.: Аспект пресс, 1996. С. 145-171.
37. Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. Минск, 1999. 877 с.
38. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983. 205 с.
39. Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. Новосибирск: Наука, 1986. 223 с.
40. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 508 с.
41. Самойленко Е.С. К вопросу о полисистемном подходе в психологическом исследовании сравнения // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 4. С. 4-16.
42. Смирнов И.К. Формально-логическое и диалектическое противоречия // Проблемы современной экономики. 2012. № 4. С. 29-33.
43. Толочек В.А. «Задатки - способности - ресурсы» в детерминации социальной успешности человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. С. 1265-1272.
44. Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971. 371 с.
45. Ушаков Д.В. Творчество - общесистемный взгляд // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. С. 21-32.
46. Ушаков Д.В. На пути к целостному видению человека // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 4. С. 617-629. doi: 10.17323/1813-8918-2020-4-617-629
47. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 839 с.
48. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. 404 с.
49. Холодная М.А. Эффекты дифференциации и интеграции в организации концептуальных структур в связи с проявлениями креативности // Дифференционно-интеграционная теория развития: Философское осмысление и применение в психологии, языкознании и педагогике. Тезисы докладов Второй научно-практической конференции. 4 марта 2013 г., Москва / Под ред. Н.И. Чуприковой, Е.В. Волковой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. С. 28.
50. Чуприкова Н.И. Дифференционно-интеграционная теория развития как основа решения проблемы соотношения языка и мышления // Дифференционно-интеграционная теория развития / Под ред. Н.И. Чуприкова, Е.В. Волкова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. С. 165-190.
51. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997. 444 с.
52. Юревич А.В. Психология и методология. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 310 с.
53. Baron R.M., Kenny D.A. The moderator-mediator variable distinction in social psychological research: Conceptual, strategic, and statistical considerations // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. Vol. 51. № 6. P. 1173-1182.
54. Brewer M.B. 25 Years toward a multilevel science // Perspectives on Psychological Science. 2013. Vol. 8 (5). P. 554-555.
55. Byrne B.M. Structural equation modeling with AMOS: basic concepts, applications, and programming (multivariate applications series). New York: Taylor & Francis Group, 2010. 396 p.
56. Eysenck H.J. The biological basis of personality. Springfield, IL: Thomas, 1967. 399 p.
57. Hall N. Causation and the price of transitivity // Journal of Philosophy. 2000. Vol. 97. P. 198-222. doi: 10.2307/2678390
58. Hausman D.M. Causal asymmetries. New York: Cambridge University Press, 1998. 300 p.
59. James W. Does consciousness exist? Essays in radical empiricism. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1904/1976. 318 p.
60. Koschate-Fischer N., Schwille E. Mediation analysis in experimental research // Handbook of Market Research. 2017. P. 1-49. doi: 10.1007/978-3-319-05542-8_34-1
61. Leary T. The interpersonal diagnosis of personality. A functional theory and methodology for personality evaluation. New York: Ronald Press, 1957. 550 p.
62. Mischel W. Becoming a cumulative science // Observer. 2009. Vol. 22. № 1.
63. Salmon W. Causality and explanation. New York: Oxford University Press, 1998.434 p.
64. Stamps J. S. Holonomy: A human systems theory. Seaside, Ca.: Intersystems Publications, 1980.213 p.
65. Stanovich K. E. How to think straight about psychology. New York: HarperCollins Publishers, 1992.
66. Wiggins J.S. IAS: Interpersonal adjective scales. Professional manual. Odessa: FL: Psychological Assessment Resources, 1995.
Поступила в редакцию 2022-06-07
Опубликована 2022-10-04
Раздел
Психология
Страницы
235-246