СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ АКТИВНОСТИ

  • Евгения Олеговна Шишова
    • ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (ФГАОУ ВО К(П)ФУ)
  • Айгуль Раисовна Хафизова
    • ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (ФГАОУ ВО К(П)ФУ)
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, эмоционально-коммуникативные барьеры, компьютерная активность, подростковый возраст

Аннотация

В статье рассматривается одна из актуальных проблем в современных условиях глобальной цифровизации - социально-психологическая адаптация подростков в связи с компьютерной активностью. Цель эмпирического исследования - выявить особенности социального взаимодействия, выражающиеся в предпочтении обезличенного общения, эмоционально-коммуникативных барьеров и социально-психологической адаптации у подростков с разным уровнем компьютерной активности. Гипотеза исследования состояла в том, что интернет-зависимость детерминирована деструктивными мотивационными, эмоционально-волевыми и поведенческими особенностями подростка. В исследовании участвовало 178 подростков, среди них, 78 мальчиков и 100 девочек, в возрасте от 12 до 15 лет (M=13,5). Исследование было проведено на базе общеобразовательных учреждений Республики Татарстан. По результатам применения кластерного анализа получены психологические профили групп, выделенных на основании особенностей компьютерной активности, а именно поведения в Интернете и склонности к интернет-зависимости, установок современных подростков по отношению к Интернету, степени увлеченности сетевыми возможностями. Представлены результаты сравнительного анализа социально-психологических характеристик подростков с использованием непараметрического критерия Краскела-Уоллиса: с высоким риском компьютерной/интернет-зависимости; подростков, испытывающих положительные эмоции от компьютерной деятельности; для которых деятельность за компьютером носит инструментальный характер. Проявление эмоциональных особенностей, таких как доминирование негативных эмоций, наличие эмоционально-коммуникативных барьеров и сниженная личностная адаптивность, склонность к внутренним конфликтам, несогласию с самим собой и трудностями в принятии себя становятся наиболее выраженными у подростков при высоком риске компьютерной/интернет-зависимости. Выявлены возможные мотивы, участвующие в формировании социально-психологической адаптации, среди которых существенную роль играют коммуникативные возможности/затруднения.

Литература

1. Бурлаков И.В. Homo Gamer. Психология компьютерных игр. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 36 с.
2. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 80-88.
3. Гришина А.В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 4. С. 131-141.
4. Егоров А. Ю., Кузнецова Н. А., Петрова Е. А. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. Т. 5, № 2. С. 20-27.
5. Ершова И.А., Чудинов Т.А., Пермякова М.Е. Личностные особенности подростков с разными стадиями компьютерной зависимости // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 150. № 2. С. 91-98.
6. Зарецкая О.В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблеме // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 2. С. 145-165. DOI: 10.17759/psyedu.2017090213.
7. Зинченко Ю.П. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года. М., 2016. 54 с.
8. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека / Сост. К.В. Сельчонок // Психология зависимости. Минск: Харвест, 2005. С. 205-222.
9. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. 255 с.
10. Корниенко П.А. Компьютерная игра как метод диагностики индивидуальных особенностей саморегуляции // Психологическая наука и образование. 2008. № 5. C. 175-181.
11. Кричевец А.Н., Корнеев А.А., Рассказова Е.И. Математическая статистика для психологов. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 400 с.
12. Мандель Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология). М., 2013. 320 с.
13. Маслова Ю.В. Позитивные и негативные аспекты использования компьютерных технологий у детей и подростков // Образовательные технологии и общество. 2013. № 4. C. 493-503.
14. Мунтян П.А. Вид компьютерной аддикции: зависимость от компьютерных игр // Cyberpsy.ru: Киберпсихология. URL: https://cyberpsy.ru/articles/muntyan-computer_games_addiction/(дата обращения: 04.05.21).
15. Мясников И.Н. Возможность применения компьютерных игр в качестве проективного метода исследования личности // flogiston.ru: ФЛОГИСТОН. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/projective_games (дата обращения: 04.05.21).
16. Омельченко Н.В. Диспозиционные особенности (черты личности и ценностные ориентации) играющих в компьютерные игры с разным игровым опытом // Человек. Сообщество. Управление. 2010. № 4. С. 124-132.
17. Опросник установок по отношению к Интернету. 2006 // flogiston.ru: ФЛОГИСТОН. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/internet_questionary (дата обращения: 14.05.2021).
18. Петрова Е.И. Дети и компьютер // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства: сб. науч. ст. Пятигорск, 2012. Вып/ 3. С. 133-141.
19. Полякова О.О. Особенности компьютерной игровой активности подростков // Поволжский педагогический вестник. 2018. № 1 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kompyuternoy-igrovoy-aktivnosti-podrostkov (дата обращения: 15.05.2021).
20. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.
21. Смирнова Е.О. Радева Р.Е. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры // Образование и информационная культура. Т. V. Выпуск VII / под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. С. 370-392.
22. Собкин В.С., Лыкова Т.А. К вопросу о психологических особенностях развития личности актера: опыт типологического анализа // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27, № 2. С. 129-146. DOI:10.17759/cpp.2019270209
23. Солдатова Г., Рассказова Е., Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П. Дети России онлайн: риски и безопасность: Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. 2012. URL: http://psypublic.com/ assets/files/EU-Kids-Online-II-in-Russia.pdf
24. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71-80. DOI: 10.17759/ sps.2018090308.
25. Тихомиров О.К., Лысенко О.Е. Психология компьютерных игр // Новые методы и средства обучения. Вып. 1. М.: Знание, 1988. С. 30-66.
26. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
27. Фомичёва Ю.В., Шмелёв А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлечённости компьютерными играми // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1991. № 3. С. 27-39.
28. Чудова Н. В. Особенности образа «я» «жителя Интернета» // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 1. С. 113-117.
29. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. 2014. Т. 20, № 1. С. 86-102.
30. Шкала Интернет-зависимости А. Жичкиной // flogiston.ru: ФЛОГИСТОН. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/addiction (дата обращения: 12.05.2021).
31. Шпаковская Е.Ю. Исследование факторов психологической устойчивости к возникновению компьютерной игровой аддикции // Аспекты психологического здоровья в современных условиях: коллективная монография. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 136-166.
32. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография. Днепропетровск, 2006. 196 с.
33. Griffiths M., Davies M., Chappell D. Online computer gaming: a comparison of adolescent and adult gamers // Journal of Adolescence. 2004. P. 87-96. DOI:10.1016/j.adolescence.2003.10.007
34. Shotton M. Co-Dependence. Misunderstood-Mistreated. San Francisco: Harper Row, 1986.
35. Young K.S.Internet addiction: a new clinical phenomenon and its consequences // American Behavioral Scientist. 2004. № 48 (4). P. 402-415. DOI:10.1177/0002764204270278
Поступила в редакцию 2022-06-06
Опубликована 2022-10-04
Раздел
Психология
Страницы
279-288