РОССИЙСКАЯ АСПИРАНТУРА ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ СОВРЕМЕННОСТИ

  • Дарья Михайловна Ковба
    • ФГБУН «Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук»
  • Екатерина Григорьевна Грибовод
    • ФГБУН «Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук»
Ключевые слова: аспирантура, третья ступень высшего образования, реформирование аспирантуры, проблемы аспирантуры, пандемия, COVID-19

Аннотация

В статье затронута проблема состояния отечественной аспирантуры как ступени образования, сильно восприимчивой к различным управленческим преобразованиям и иным факторам. Актуальность исследования обусловлена, во-первых, стоящей перед государством задачей эффективного воспроизводства научных кадров, а во-вторых, активными трансформационными процессами, которые происходят внутри института аспирантуры в последние годы. Целью исследования является выявление ключевых вызовов и проблем, с которыми сталкивается сегодня аспирантура. Установлено, что пандемия COVID-19 оказала значительное влияние на высшее образование в целом и реализацию программ аспирантуры, в частности. Однако данный вызов для системы подготовки кадров высшей квалификации можно рассматривать в качестве временного негативного фактора, в отличие от системных проблем и трудностей, сопровождающих процесс развития аспирантуры в течение длительного времени с момента распада СССР. Сделан вывод о том, что цифровизация, с одной стороны, стала вызовом для системы образования в целом, с другой - данный процесс способствовал адаптации образовательных и научных организаций к сложным эпидемиологическим условиям в стране. Перспективным направлением дальнейшего изучения данной проблематики может быть анализ сущности и последствий современного этапа реформирования отечественной аспирантуры, связанного с изменением правого поля, произошедшего в 2020-2022 гг., а также подготовка рекомендаций по нивелированию трудностей переходного периода модернизации третьей ступени высшего образования.

Литература

1. Бекова С.К., Джафарова З.И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов спроцессом и результатами обучения // Вопросы образования. 2019. № 1. C. 87-108. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-87-108
2. Иванова С.В., Оборотова С.А., Победоносцева М.Г. Возможности и риски онлайн-обучения в аспирантуре педагогического направления в современных условиях // Ценности и смыслы. 2021. № 4 (74). С. 74-84.
3. Караваева Е.В., Костенко О.А., Маландин В.В., Мосичева И.А. Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре как базовый инструмент укрепления кадрового потенциала российской науки // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 9-23. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-9-23
4. Касаткин П.И., Иноземцев М.И., Антюхова Е.А., Макарова А.А. Актуальные проблемы модернизации третьей ступени высшего образования и практики реформирования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 1. С. 141-158. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-141-158
5. Кашина М.А. Негативные последствия реформирования российской аспирантуры: анализ и пути минимизации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 55-70. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-55-70
6. Ковба Д.М., Грибовод Е.Г. Международная академическая мобильность сквозь призму теории «мягкой силы» // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 10. С. 9-31. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-10-9-31
7. Минина Н.В., Нурулин Д.Ю. Роль аспирантуры в формировании научно-инновационного потенциала вуза // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2009. № 4. С. 232-236.
8. Наука без молодежи? Кризис аспирантуры и возможности его преодоления / Е.А. Терентьев, Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 48 с.
9. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113.
10. Об утверждении приказа от 7 июня 2021 г. № 458. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=1&name=91586190002&f=8813 (дата обращения: 17.02.2022).
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111300127 (дата обращения: 24.02.2022).
12. Плотников А.В. Влияние пандемии на отдельные отрасли экономики (на примере образования) // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 4 (46). С. 40-44.
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 августа 2012 г. № 654 «Об утверждении перечня специальностей научных работников технических и естественных отраслей наук, при подготовке диссертаций по которым аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций установлены стипендии в размере 6 000 рублей и 10 000 рублей соответственно». URL: https://minjust.consultant.ru/documents/3487 (дата обращения: 24.02.2022).
14. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24.02.2021 № 118 «Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104060043(дата обращения: 24.02.2022).
15. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 07.06.2021 № 458 «О внесении изменений в Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107080035 (дата обращения: 24.02.2022).
16. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06.08.2021 № 721 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202109030039(дата обращения: 24.02.2022).
17. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20.10.2021 № 951 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111230037 (дата обращения: 24.02.2022).
18. Сенашенко В.С. Об образовательном законодательстве российской федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре // Almamater. 2021. №7. С. 11-17. DOI: 10.20339/AM.07-21.011
19. Терентьев Е.А., Бедный Б.И. Проблемы и перспективы развития российской аспирантуры: взгляд региональных университетов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 9-28. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-9-28
20. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.02.2022).
21. Федеральный закон от 30.12.2020 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012300052(дата обращения: 24.02.2022).
22. Education at a Glance 2021: OECD Indicators. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/b35a14e5-en.pdf?expires=1645102161&id=id&accname=guest&checksum=72B01BB19F1A5FC376649E029F28E72D (accessed: 17.02.2022).
23. Kobzar E. The transformation of doctoral education in Russia: recent lessons // Higher Education in Russia and Beyond. 2020. №4(25). Pp. 10-12.
24. Yudkevich M., Rudakov V. Doctoral education across the world: between diversity and unification // Higher Education in Russia and Beyond. 2020. №4. Pp. 6-7.
Поступила в редакцию 2022-05-13
Опубликована 2022-10-04
Раздел
Педагогика
Страницы
289-296