ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ

  • Татьяна Александровна Челнокова
    • Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова
Ключевые слова: инклюзивное образование, обычные школы с инклюзивной ориентацией, педагогическая фасилитация, педагог-фасилитатор, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация

Статья обращена к проблеме развития инклюзии в образовании. Настоящая проблема носит всемирный характер. Сколь ни различны в современном мире процессы включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему образовательных отношений, существует немало общих проблем, сдерживающих эффективность включения особых обучающихся в образовательную среду. Это определяет актуальность нашего исследования, посвященного поиску потенциальных ресурсов в управлении процессом развития инклюзии в образовании. В нем представлено авторское видение возможностей педагогической фасилитации в развитии системы педагогического взаимодействия в условиях инклюзии. Особенности фасилитации как стиля управления, построенного на эмпатии, толерантности, понимании, внимании, открывают новые перспективы в развитии инклюзивных отношений. Это, бесспорно, актуализирует научный поиск, обращенный к вопросам педагогической фасилитации, как востребованному педагогической практикой стилю педагогического взаимодействия. Цель настоящей статьи раскрыть возможности фасилитации в развитии инклюзивных процессов в образовании, показать ее ценность в реализации идеологических, методологических, дидактических основ инклюзивного образования. В статье рассматривается общая характеристика фасилитации как социального и педагогического явления, дается краткое описание исследований, обращенных к вопросам фасилитации. В качестве гипотезы исследования выделено предположение, что активное внедрение фасилитации как стиля управления в жизнедеятельность образовательных организаций будет содействовать повышению эффективности управления инклюзивными процессами. Методологической основой исследования выступает личностно-ориентированная парадигма, обуславливающая отношения сотрудничества, сотворчества, ненасилия. В качестве метода исследования данной проблемы взят метод теоретического анализа, позволяющий рассматривать педагогическую фасилитацию как систему педагогического взаимодействия, обеспечивающего эффективность развития инклюзивного образования. На основе данного метода просмотрены исследования проблем инклюзии в образовании и проблем педагогической фасилитации. Теоретический анализ позволил вывести тесную связь двух новых явлений в системе современного образования.

Литература

1. Авдеева И.Н. Смысловые установки учителя-фасилитатора: базовое содержание и пути формирования //Мир психологии. 2013. № 3 (75). С. 177-190.
2. Алиева Н.Н. Феномен социальной фасилитации, ингибации и лености //Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2013. № 11 (89). С. 209-213.
3. Дубова И.Л. Институт тьюторства как один из инструментов организации профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы: сб. науч. трудов. / Под общей редакцией А.В. Шмыглевой.- Новокузнецк. 2018. С. 97-101
4. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: матер. Междунар. науч. практ. конф.(20-23 июня 2011 / Ред. С.В. Алехина и др. М.:МГППУ, 2011. 215 с.
5. Корякова Е.В. Формирование жизненных компетенции ребенка младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями посредством взаимодействия с семьями воспитанников // Вестник науки и образования. 2021. № 1 (104). С. 66-71.
6. Куликова Ю.П. Институт тьюторства: мировой опыт в историческом формате // Ректор ВУЗа. 2017. № 5. С. 24-25.
7. Литвин И.Н. Внедрение социально-педагогических условий развития умений фасилитации социального педагога в профессиональной деятельности // MODERN PECULIARITIES OF THE IDENTITY FORMATION AND SOCIAL ADAPTATION IN CONDITIONS OF THE LIBERAL VALUES CRISIS Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CXVII International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in Psychology and Educational sciences. / Chief editor V.V. Pavlov. 2016. С. 18-20
8. Литвинова Ж.Б. Осуществление педагогической поддержки и фасилитации учения // Вопросы педагогики. 2019. № 3. С. 155-161.
9. Максименко М.А. Особенности организации инклюзивного образования в США // Проблемы современного образования. 2020. № 3. С.75-80
10. Малофеев H.H. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. М.: Просвещение, 2009. 319 с.
11. Мухаметзянова Ф.Г.,Хайрутдинова Р.Р. О феномене фасилитации в высшем образовании. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-fenomene-fasilitatsii-v-vysshem-obrazovanii/viewer (дата обращения 25.05.22).
12. Преемственная система инклюзивного образования: В 2-х томах. Казань: Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016. 292 с.
13. Петрухин В.И. Социальная фасилитация и ингибиция как психолого-педагогическая проблема // Научное обеспечение научно-промышленного комплекса: материалы Международной научно-практической конференции. Курск: Изд-во: Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова (Курск), 2012. С.170-172.
14. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. М.: Изд-во «Смысл», 2019. 527 с.
15. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. URL: http://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/declarat.html (дата обращения 23.05.22).
16. Сучков М.А. Развитие инклюзивного образования в государствах Средней Азии // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т.9. № 4 (33). С.162-165.
17. Федеральный закон №273 «Закон об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 25.05.22).
18. Черняев В.В. Институт тьюторства в контексте современной образовательной парадигмы // Устойчивое развитие России в период нестабильности: внешние вызовы и перспективы: материалы XII очной международной научно-практической конференции. 2018. С. 639-646.
19. Шаповалова М. А., Денисова О.А. Тенденции развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в зарубежных странах и России // Специальное образование: материалы XIII международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 26-27 апреля 2017 г. СанктПетербург, 2017. С. 217-220. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiyainklyuzivnogo-obrazovaniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-zarubezhnyhstranah-i-rossii. (дата обращения 25.05.22).
20. Шоцкая Г.А. Социальная фасилитация как фактор автоматизации контроля знаний //Ученые записки ИИО РАО. 2007. С. 22-23.
21. Mann T. «Facilitation - a Manual of Models, Tools and Techniques for effective group working», Resource Productions, 2007.
22. Rogers C. A Way of Being, Boston: Houghton Mifflin, 1980.
Поступила в редакцию 2022-06-11
Опубликована 2022-10-04
Раздел
Педагогика
Страницы
297-302