ОРГАНИЗАЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

  • Вера Юрьевна Хотинец
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Ольга Васильевна Максимова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: обучение высшей математики, организация демонстрационного материала, особенности познания, когнитивный стиль, иностранные студенты

Аннотация

В работе ставится проблема обучения иностранных студентов в российских вузах, связанная с эффективностью применения форм, средств и методик обучения, сопряженных с социокогнитивными системами, формирование которых происходит в условиях первичной социализации и инкультурации. Анализируются педагогические условия и принципы обучения высшей математике иностранных студентов на неродном языке с учетом особенностей познания и стилевых характеристик мышления. Рассматривается возможность и эффективность использования авторской методики организации визуального представления содержания математических дисциплин в ходе обучения высшей математике иностранных студентов. В опытно-экспериментальной работе принимали участие студенты (всего 52 чел.), среди них иностранные и российские студенты в возрасте 18-25 лет ( M =21), обучающиеся по программе бакалавриата технической направленности. Эффективность разработанной методики подтверждается результатами применения методов групповой оценки демонстрационного материала по заданным критериям и семантического дифференциала. Фиксируется положительный эффект при аттестации студентов и рубежном контроле сформированности необходимых для освоения учебной дисциплины компетенций.

Литература

1. Академия Intel: Intel «Обучение для будущего». Критерии оценивания мультимедийных презентаций // ИНТУИТ. Национальный открытый университет. URL: https://intuit.ru/studies/courses/77/77/lecture/2312 (дата обращения: 05.11.2021).
2. Васецкая Л.И. Этнопедагогические и этнопсихологические аспекты обучения иностранных студентов : матер. III межд. науч.-прак. конф. // Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного в вузе. М., 2014. С. 190-195.
3. Вечтомов Е.М. Философия математики: монография. Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013. 316 с.
4. Гейченко Е.И., Васецкая Л.И., Хейлик В.Д. Этнопсихологические особенности иностранных студентов и национальные различия их образовательных систем. // ScienceRise. 2015. № 2 / 1 (7). С. 77-82.
5. Далингер В.А. Симоженкова С.Д. Методика обучения математике. Когнитивно-визуальный подход: учебник для вузов - 2-е изд., перераб. и доп. М.: изд-во «Юрайт», 2022. 340 с.
6. Козырева А.В., Колпакова С.В., Бурлакова Е.А. Особенности обучения иностранных студентов математике // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. № 4-2. С. 128-133.
7. Коханова С.Р. Особенности использования наглядных средств при обучении студентов высшей математике // Электр. научно-метод. журнал Омского ГАУ. 2015. № 2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-naglyadnyh-sredstv-pri-obuchenii-studentov-vysshey-matematike (дата обращения: 23.01.2022).
8. Кочетова И.В., Мумряева С.М., Егорченко И.В. Особенности системы дополнительного математического образования иностранных студентов в вузе // Педагогическое образование в России. 2018. № 8.
9. Лунгу К.Н., Лунгу А.К. Наглядность в обучении математике студентов технических вузов // Образовательные технологии. 2012. № 1.
10. Наглядное моделирование в обучении математике: теория и практика / под редакцией Е.И. Смирнова. Ярославль, 2007. 454 с.
11. Нисбетт Р., Пенг К., Чой И., Норензаян А. Культура и системы мышления: сравнение холистического и аналитического познания / пер. с англ. М.С. Жамкочьян, под ред. В.С. Магуна. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2011. 68 с.
12. Перфилова И.Л., Соколова Т.В., Юмашева Л.В. Обучение иностранных студентов на первом уровне высшего профессионального образования // Актуальные вопросы обучения иностранных студентов: сб. науч.-метод. трудов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. С. 183-189.
13. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 3-е изд. М.: Эксмо, 2010. 480 с.
14. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб: Златоуст, 2019. 226 c. // IPR SMART: [сайт]. URL: https://www.iprbookshop.ru/81412.html (дата обращения: 31.07.2022).
15. Тестов В.А. Электронные технологии в обучении математике: проблема понимания // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2019. Вып. 21. С. 53-60.
16. Тестов В.А. О проблеме отбора содержания обучения математике в условиях цифровизации общества // Развитие общего и профессионального математического образования в системе национальных университетов и педагогических вузов: мат. 40-го Междунар. науч. семинара преподавателей математики и информатики ун-тов и педвузов, 7-9 октября 2021 г. Брянск, 2021. С. 11-15.
17. Филичева Т.А. Применение экспертных опросов при оценке удовлетворенности качеством образовательных услуг // Научно-технический вестник Брянского государственного университета. 2016. № 3.
18. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2020. 121 с.
19. Хотинец В.Ю., Кожевникова О.В. Психологические особенности освоения транскрипции при изучении английского языка удмуртами и русскими // Вопросы психологии. 2009. № 6. С. 97-108.
20. Хотинец В.Ю., Сабрекова Ю.Р. Этнокультурные предпочтения логического и интуитивного мышления // Ежегодник финно-угорских исследований. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2020. Т. 14. № 4. С. 745-753.
21. Храмченко Т.А. Учет когнитивных стилей учащихся в инновационных технологиях обучения иностранным языкам // Проблемы педагогики. 2020. № 1 (46).
Поступила в редакцию 2022-07-12
Опубликована 2022-10-04
Раздел
Педагогика
Страницы
303-312