ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ И ВАЛИДНОСТИ ТЕСТИРОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА ВЕЛОЭРГОМЕТРЕ MONARK

  • Олег Борисович Дмитриев
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Андрей Викторович Кузнецов
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, спортивная адаптология, футбол с ДЦП, скоростно-силовая подготовленность, велоэргометр Monark, надежность теста, валидность теста, система оценок велоэргометрии

Аннотация

В футболе, в том числе футболе инвалидов, для проведения эффективной игры от футболистов требуется умение владеть мячом на высокой скорости и выполнять многократные «взрывные» скоростные перемещения. В футболе инвалидов проблема развития и оценки скоростно-силовых способностей футболистов с заболеванием церебральным параличом является актуальной. В настоящее время в период активной цифровизации образования и спорта, необходимо осваивать и внедрять цифровые технологии в спортивную практику. Исследование проводилось на базе футбольного клуба инвалидов «Зенит» города Ижевска на экспериментальной группе в количестве десяти футболистов с ДЦП 15-18 лет. В статье обосновывается необходимость и доказывается возможность использования теста «велоэргометрия на MONARK 894Е» для измерения скоростно-силовых способностей футболистов с заболеванием церебральным параличом. Рассматриваются основные требования к тестам. Стандартность обеспечивается за счет тестирования в лабораторных условиях на одном и том же велоэргометре. Для проверки валидности были выбраны контрольные двигательные скоростно-силовые тесты: «прыжок в длину с места толчком двумя ногами» и «бег на 30 метров». Корреляционный анализ показал сильную статистическую взаимосвязь между контрольными двигательными тестами и экспериментальным - «тестирование на велоэргометре» (множественный коэффициент корреляции RXYZ =0,87 ). В качестве показателя надежности взяли коэффициент Корреляции Бравэ-Пирсона для двух срезов измерений на велоэргометре MONARK 894Е, который показал сильную взаимосвязь между ними (r xg =0,99) . На основе нормативов ГТО разработана «пятибалльная» интервальная шкала оценок по показаниям «максимальная алактатная мощность в Вт» для экспериментального теста. Сформулированы выводы по проведенному исследованию.

Литература

1. Алексеев В.М, Акимов Е.Б. Эффекты продуцирования сенсорной напряженности во время аэробной велоэргометрической работы // Теория и практика физической культуры. 2008. № 8. С. 66-70.
2. Всемирная организация здравоохранения. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/disability-and-health
3. Евсеев С.П. Адаптивный спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями: состояние и перспективы развития // Адаптивная физическая культура. 2012. № 2 (50). С. 2-11.
4. Евсеев С.П., Шелков О.М., Чурганов О.А., Гаврилова Е.А. Научно-методическое сопровождение паралимпийского спорта (Литературный обзор) // Адаптив. физ. культура. 2014. № 2 (58). С. 7-13.
5. Заячук Т.В., Кучерова И.К., Моисеева А.Л. Методика развития скоростно-силовых качеств студенток-гимнасток 18-19 лет // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 9. С. 92-97.
6. Злыгостев О.В. Эффективность технической подготовки юных футболистов с учетом компонентной структуры развития скоростно-силовых способностей // Теория и практика физ. культ. 2016. № 1. С. 64.
7. Ибриев, А. И. Скоростно-силовая подготовка юных футболистов в возрасте 15-17 лет: дис. … канд. пед. наук. Спб., 2009. 142 с.
8. Махов А.С., Медведев И.Н. Физиологические особенности детей с детским церебральным параличом, регулярно занимающимся футболом // Теория и практика физ. культуры: Тренер: журн. в журн., 2018. № 5. С. 73.
9. Махов А.С., Степанова О.Н. Основные объекты, цели и задачи управления развитием адаптивного спорта в России // Адаптив. физ. культура. 2014. № 2 (58). С. 17-18.
10. Мутко В.Л., Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол - игра для всех. М.: Советский спорт, 2007. 264 с.
11. Начинская С.В. Спортивная метрология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 240 с.
12. Самборский А.Г., Самборский А.А. Современные инструментальные и компьютерные технологии оценки скоростно-силовых способностей спортсменов // Теория и практика физ. культ. 2004. № 11. С. 11-12.
13. Самборский А.Г., Сокорев В.В., Руцкой И.А., Жданов В.Н. Эргометрические критерии максимальной анаэробной мощности футболистов высокой квалификации // Теория и практика физ. культ. 2022. № 5. С. 21-23.
14. Селуянов В.Н., Сарсания С.К. Контроль физической подготовленности футболистов в спортивной адаптологии // Теория и практика физ. культ. 2008. № 5. С. 36-39.
15. Селуянов В.Н., Сарсания С.К., Заборова В.А. Футбол: проблемы физической и технической подготовки: монография. Долгопрудный: Издательский дом «Интеллект», 2012. 160 с.
16. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.М. Зациорского. М., Физкультура и спорт, 1982. 256 с.
17. Сыздыкова С.Ж. Научно-методическое обоснование системы подготовки специалистов адаптивной физической культуры: дис. … канд. пед. наук. Алматы, 2006. 118 с.
18. Хорунжий А.Н., Николаев А.А. Автоматизированная система определения и развития физических качеств велосипедистов // Сборник Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации подготовки и участия спортсменов спортивных сборных команд России в Играх XXXI Олимпиады 2016 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия)». М., 2013. С. 181-183.
Поступила в редакцию 2022-06-24
Опубликована 2022-10-04
Раздел
Педагогика
Страницы
324-330