СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОЛОДЕЖИ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ

  • Ирина Васильевна Арендачук
    • ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
  • Милена Александровна Кленова
    • ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
  • Наталия Владимировна Усова
    • ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»
Ключевые слова: социальная активность, представления, молодежь, поколения молодежи, молодежный лидер, личностные качества лидера

Аннотация

Цель исследования - изучение представлений молодежи разных поколений о социальной активности молодежных лидеров. Гипотеза : предполагаются различия в представлениях о структуре социальной активности молодежных лидеров и ее обусловленности личностными факторами у молодежи разных поколенческих групп. Эмпирическая выборка состояла из представителей старшего поколения (молодежь первой половины 1990-х годов в возрасте 16-29 лет, N = 208) и современного поколения (современная молодежь в возрасте 16-26 лет, N = 217), преимущественно женского пола (63,7 %). Применялась авторская анкета для изучения выраженности форм социальной активности и ее проявлений на уровнях поведения и личностных свойств молодежных лидеров. Изучение представлений о личностных качествах лидеров молодежи проводилось с помощью контент-анализа по результатам ассоциативного эксперимента. Установлено, что молодежные лидеры старшего поколения в большей мере направлены на проявление альтруистической, культурно-массовой, гражданской, спортивно-оздоровительной и политической форм социальной активности. Показано, что личностные эффекты социальной активности больше выражены у современных лидеров молодежи. Выявлены универсальные качества личности лидера (честность, целеустремленность, харизматичность, уверенность, ответственность, доброта, ум и образованность, направленность на самообразование и самомотивацию), которые оказались одинаково значимыми в представлениях молодежи обеих поколенческих групп. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован при разработке программ молодежной политики и подготовки будущих лидеров для разных сфер общественной жизни.

Литература

1. Ананченко М.Ю. Сущность и источники лидерства // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2005. - № 1. - С. 17-54.
2. Арендачук Ценностно-смысловые факторы социальной активности молодежи в разных условиях жизнедеятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 4. С. 346-358. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-4-346-358.
3. Балабанова Е.С. Социально-психологический подход к исследованию социальной активности молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 3. С. 210-223.
4. Колосков И.А. Современные подходы к теории лидерства // Вестник РМАТ. 2015. № 3. С. 51-57.
5. Лесина Л.А. Социальный потенциал молодежи как важнейший ресурс социально-экономического развития региона // Социокультурное развитие большого Урала: тренды, проблемы, перспективы. Ред. Ю.Р. Вишневский. Екатеринбург: УрФУ, 2015. С. 274-279.
6. Парафиянович Т.А., Астрейко Л.Г. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение личностно-профессионального становления обучающихся. Минск: МГВРК, 2013. 149 с.
7. Пищик В.И. Поколения: социально-психологический анализ ментальности // Социальная психология и общество. 2011. № 2. С. 80-88.
8. Попова Т.В. Ассоциативный эксперимент в психологии. - М.: Флинта, 2016. - 73 с.
9. Робинова Ю.А. Психология лидерства // Colloquium-journal. 2019. № 21(45). С. 69-72. DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10696.
10. Филиппов И.М. Формирование качеств молодежного политического лидера в социально-коммуникативном пространстве // Коммуникология. 2018. Т. 6, № 3. С. 130-139. DOI: 10.21453/2311-3065-2018-6-3-130-139.
11. Хомякова Е.И. «Поколение Y» в контексте социального взаимодействия в современном обществе // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 319, № 6. С. 153-156.
12. Шамионов Р.М., Григорьева М.В., Арендачук И.В., Бочарова Е.Е., Усова Н.В., Кленова М.А., Шаров А.А., Заграничный А. И. Психология социальной активности молодежи / Под ред. Р. М. Шамионова. М.: «Перо», 2020. 200 с.
13. Шебалов А.Д., Любезнова С.В. Основные концепции лидерства // Проблемы науки. 2017. № 2(84). С. 105-107.
14. Шмаков Б.В. Лидерство в малых группах // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. № 4. С. 110-117.
15. Chemers M.M. An Integrative Theory of Leadership. - New York: Psychology Press, 2017. - 216 p.
16. John O.P., Naumann L.P.,Soto C.J. Paradigm shift to the integrative Big Five trait taxonomy: History, measurement, and conceptual issues // Handbook of personality: Theory and research. In O. P. John, R. W. Robins, L.A. Pervin (Eds.). New York, NY: Guilford, 2008. P. 114-158.
17. Karabuschenko N.B., Petrovskaya M.V. Psychological Characteristics of Leadership as a Component of the Elitism of Personality // Advances in Economics, Business and Management Research. 1st International Conference on Emerging Trends and Challenges in the Management Theory and Practice (ETCMTP 2019). 2019. Vol. 119. P. 121-124. DOI: 10.2991/aebmr.k.200201.026.
18. Maran Т., Liegl S., Moder S., Kraus S., Furtner M. Clothes make the leader! How leaders can use attire to impact followers’ perceptions of charisma and approval // Journal of Business Research. 2021. Vol. 124. P. 86-99. DOI: 10.1016/J.JBUSRES.2020.11.026.
19. Moliner P., Rateau P., Cohen-Scali V. Les représentations sociales: pratique des études de terrain. Rennes: Presses Universitaires de Rennes, 2002. 230 p.
20. Williams E.A., Pillai R., McCombs K.M., Lowe K.B. The roles of character and charisma in evaluating leadership: Effects of dark triad and honesty-humility traits, attributed charisma, and COVID-19 crisis anxiety in rejecting a presidential leadership candidate // Personality and Individual Differences. 2021. Vol. 181. Article 111035. DOI: 10.1016/J.PAID.2021.111035.
Поступила в редакцию 2022-07-28
Опубликована 2022-12-24
Раздел
Психология
Страницы
367-376