ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕЛОСТНОГО ПОЗНАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА УЧИТЕЛЕМ. СООБЩЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Ольга Юрьевна Каракулова
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Ключевые слова: система, интеграция, активность, индивидуальность, целостное познание, рефлексивность, диада «ученик - учитель»

Аннотация

С позиций системного подхода рассматривается процесс познания учителем интегральной индивидуальности ученика. Цель исследования: через интеграцию различных теорий и подходов обосновать новый системно-интегративный подход к педагогическому познанию учителем интегральной индивидуальности учащихся. В работе показано, что системы «субъект», «интегральная индивидуальность», «познание» образуют триединство, которое обеспечивает функционирование образующихся полисистем: «интегральная индивидуальность - познание - объект», «интегральная индивидуальность - познание - субъект», «интегральная индивидуальность - познание - интегральная индивидуальность». Таким образом обеспечивается наиболее полное познание учителем интегральной индивидуальности школьника. Педагогическое познание определяется как многоуровневый процесс изучения индивидуальности ученика как объекта и как субъекта познания, основанный на научно-теоретических знаниях свойств интегральной индивидуальности ученика в диалектическом единстве с практическими знаниями об ученике и рефлексивными знаниями педагога о себе, формирующимися в процессе межличностного взаимодействия в диаде «учитель - ученик». Выделяются результативное и процессуальное направления исследования познания учителем ученика, а именно: изучение взаимосвязей свойств интегральной индивидуальности ученика и наблюдаемых педагогом их «жизненных проявлений», роль рефлексивности и объективных факторов педагогической деятельности в процессе познания. Новизна и теоретическое значение работы определяется тем, что она вписывается в актуальное направление психологических исследований - разработку инструментов психодиагностики для системных психологических исследований, востребованных педагогической и социальной практикой. Практическим результатом исследования является создание модели целостного познания учителем интегральной индивидуальности школьника, включая разработку программы научно-практического наблюдения педагога за «жизненными проявлениями» свойств интегральной индивидуальности, а также опросника интегральной индивидуальности школьников различного возраста.

Литература

1. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005.Т.2, № 4. С. 3-21.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: векторы новой парадигмы // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. Том 2, № 3. URL: https://doi.org/10.54359/ps.v2i3.1000.
4. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. 2-е изд.М.: Издательский дом «Энциклопедист-Максимум» СПб.: Изд.дом «Мiръ», 2015.
5. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003.
6. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 1998.
7. Вяткин Б.А. Понятие интегральной индивидуальности // Психология интегральной индивидуальности: Пермская школа. М.: Смысл, 2011. С.49-70.
8. Вяткин Б.А. Школьник как интегральная индивидуальность // Индивидуальность растущего человека в условиях современной школы / под ред. Б.А. Вяткина- Пермь. 2015. С. 14-19.
9. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Системная интеграция индивидуальности человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018.
10. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. О триединстве теории и подходов к целостному познанию человека в современной психологии // Педагогика, психология, общество - 2016: сборник статей 1-й сессии междунар. науч. конф. (Россия, Москва, 29-30 марта 2016 г.) - М.:РусАльянс Сова, 2016. С.102-115.
11. Жданова С.Ю. Интегральная индивидуальность как объект и как субъект познания // Вестник Пермс.гос.под.ун-та. Сер. 1.Псих.№ 1-2. 2004. С. 3-11.
12. Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека: автореф. дисс. докт. психол. наук. Пермь, 2005.
13. Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека: тридцать лет спустя // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 3(27). С. 62-74.
14. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: Изд-во: «Институт психологии РАН», 2005.
15. Знаков В.В. Понимание-постижение партнера по общению // Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. М.: Университет РАО, 2014.- С. 98-102. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22588994.
16. Климов Е.В. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). М.; Воронеж, 2001.
17. Кондратьева С.В. Понимание учителем личности учащегося // Вопросы психологии, 1980, № 5. С. 143-148.
18. Мазилов В.А. Методология психологии. Ярославль: МАПН, 2007.
19. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
20. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности (главы из монографии). Пермь, 1968.
21. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966.
22. Панферов В.Н. Интегральный синтез в психологическом познании // сборник статей Международной научно-практической конференции, 2016. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26589934_87542550.pdf.
23. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащегося. М.: «Высшая школа», 1990.
24. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
25. Самбикина О.С. Индивидуальный стиль учебной деятельности (на материале лонгитюдного исследования школьников разного пола): автор. дисс. канд. психол. наук, Пермь, 1998.
26. Субъектный подход в психологии / под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Институт психологии РАН, 2009.
27. Теплов Б.М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений // Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 108-130.
28. Ткачева О.Ю. Интегральная индивидуальность школьника как предмет научно-педагогического исследования учителя: системно-интегративный подход // Психология интегральной индивидуальности в информационном обществе: сборник статей II международной научно-практической конференции/под ред. Т.В. Белых, Г.В. Грачева - Саратов: ИЦ «Наука», 2021. С. 163-167.
29. Юревич А.В. Психология и методология. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
Поступила в редакцию 2022-08-04
Опубликована 2022-12-24
Раздел
Психология
Страницы
405-412