ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА «СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

  • Светлана Анатольевна Даньшина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Елена Ивановна Михалёва
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Ирина Васильевна Чернышева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: цифровизация системы образования, высшее образование, формирование цифровых компетенций, организационно-педагогические условия, студенты

Аннотация

В статье анализируются механизмы интегрирования цифровой составляющей в образовательный процесс студентов направлений подготовки укрупненной группы «Социология и социальная работа» Института социальных коммуникаций Удмуртского государственного университета. На современном этапе важным является не только интегрирование информационного контента в образовательный процесс самих студентов, но и включение в образовательную программу дисциплин, решающих задачу формирования медиакультуры будущих специалистов. Представлена основная методическая база, принципы и способы организации педагогического процесса, показана значимость и потенциальные возможности программ спецкурсов, ориентированных на овладение и закрепление управленческих, творческих и технологических навыков в области цифровой коммуникации, в целом архитектуры медиапространства. Анализируются изменения, происходящие в системе высшего образования, связанные с ускоренным внедрением цифровых технологий. К цифровым компетенциям студентов высших учебных заведений относятся навыки работы в цифровой среде при сформированной цифровой культуре; владение продуктивными информационно-коммуникативными технологиями для обучения и выстраивания своей собственной образовательной траектории.

Литература

1. Асташова Т.А. Развитие профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения: дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2022. - 190 с.
2. Баданова Н.М. Цифровая реальность как вызов человечеству // Философия и общество. Выпуск №4 (101) / 2021 - С. 66-74.
3. Беркович Л.М. Развитие рынка услуг высшего образования в условиях цифровизации (на материалах Челябинской области): дис. … канд. эконом. наук. Симферополь, 2020. - 247с.
4. Калмыкова Д.А. Формирование готовности преподавателя когнитивного университета к управлению знаниями: дис.. канд. пед. наук. Самара, 2020. - 216 с.
5. Коваль Т.В., Лобанов И.А. Функциональное взаимодействие школьного учебника и масс-медиа//Ценности и смыслы. - 2018. -№ 5 (57) - С. 86-96.
6. Козина Н.Д. Цифровая среда поддержки проектной деятельности в подготовке будущих педагогов технологического образования: дис…канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2022. - 224 с.
7. Лобанов И.А. Формирование профессиональной компетентности учителя обществознания в условиях усиления воздействия медиасреды: дис.. канд. пед. наук. Москва, 2020. - 199 с.
8. Магомедова К.Т. Технологические стандарты как средство обеспечения качественных услуг в сфере электронного образования // Статистика и Экономика. - 2015(4). - С.179-183.
9. 9.Максимова Е. Б. Развитие у студентов информационной культуры средствами современных коммуникационных технологий // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 4. - С. 35-39.
10. 10.Паранина Н.А. Развитие медиакультуры средствами дистанционных образовательных технологий: дис. … канд. пед. наук. Казань, 2016. - 20 с.
11. Плеханова М.В. Формирование общепедагогической ИКТ-компетентности будущего учителя на основе системно-деятельностного подхода: дис…канд. пед. наук. Москва, 2021. - 310 с.
12. Салахова А.А. Методика обучения основам искусственного интеллекта и анализа данных в курсе информатики на уровне среднего общего образования: дис…канд. пед. наук. Москва, 2022. - 250 с.
13. Самылкина Н.Н. Методическая система углубленного обучения информатике на основе интегративного подхода: дис..докт. пед. наук. М., 2021. - 391 с.
14. Скобелева И.Е. Педагогические условия развития медиакультуры студентов СПО в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2020. - 188 с.
15. Строков А.А. Цифровая культура и ценности российского образования: дис… канд. философ. наук. Н. Новгород, 2021. - 165 с.
16. Трубникова Н.В., Малыгина О.П. Цифровая трансформация образования в вузе: вызовы для коммуникационных направлений// XXII Международная научно-методическая конференция заведующих кафедрами маркетинга, рекламы, связей с общественностью, дизайна и смежных направлений / Сб. материалов: под общ. ред. Евстафьева В.А. - М.: Экон-Информ, 2019. -267с.
17. Шаухалова Р.А. Педагогическая система формирования цифровой культуры студентов бакалавриата в информационно-образовательной среде университета: дис. …канд. пед. наук. Грозный, 2021. - 216 с.
18. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: https://fgosvo.ru/(дата обращения: 06.04.2022).
19. Сайт Института социальных коммуникаций УдГУ. - URL: https://f-isc.udsu.ru/abiturientu/bakalavriat-42.03.01-reklama-i-svyazi-s-obschestvennostyu (дата обращения: 06.04.2022).
Поступила в редакцию 2022-09-23
Опубликована 2022-12-24
Раздел
Педагогика
Страницы
423-430