РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЕ ДЕФИЦИТЫ У РОДИТЕЛЯ ПОДРОСТКА

  • Александр Александрович Вихман
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
  • Наталья Валерьевна Ротманова
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
  • Алексей Юрьевич Калугин
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Ключевые слова: родительская компетентность, востребованность психологического консультирования, цифровая социализация, подростки, кластерный анализ

Аннотация

В статье обсуждаются потребности и востребованность консультативной помощи психолога и педагога среди родителей подростков. При помощи специально созданной анкеты, на выборке 11038 родителей подростков (родители детей в возрастном диапазоне от 11 до 15 лет) из разных городов Пермского края и других регионов Российской Федерации проанализирована актуальность запросов от родителей подростков к психологу на различные темы. Анкета для родителей состояла из 55 вопросов на актуальные проблемные зоны родительской компетентности: учебная деятельность, трудности в обучении, стресс, эмоциональное состояние, проблемы в поведении и адаптации, вопросы цифровой социализации, организации отдыха, чтения, письма и другие тематики. В анкете использовалась дихотомическая шкала, а также собирались данные о возрасте ребенка и месте его проживания. Родительские запросы анализировались с помощью иерархической кластеризации. Иерархический кластерный анализ (бинарные дистанции, метод Варда) позволил объединить родительские запросы в два больших кластера. Первый кластер охватывает вопросы учебно-профессиональных компетенций, компетенций межличностного взаимодействия, совладания со стрессом, цифровой социализации, отклоняющегося поведения и преодоления трудностей в обучении подростка. Второй кластер охватывает вопросы внешних условий социализации и обучения подростка, ее нормативные, юридические и социогенные аспекты: организационная и юридическая компетентность родителя, трудности подростка в общении с социумом и проблемы адаптации в малой группе, а также обучение одаренного ребенка. Обнаружено, что с взрослением подростка его родителю становятся менее актуальны некоторые темы консультирования (например, вопросы самостоятельности, учебной успеваемости, коммуникативных и поведенческих проблем), что приводит к снижению востребованности консультативной помощи родителям (по общему количеству выбранных актуальных консультативных тем) среди родителей подростков от 11 до 15 лет.

Литература

1. Анашкина М.В., Оноприенко Д.В. Проблемы формирования родительской компетентности на современном этапе развития информационного общества // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2021. № 3 (55). С. 155-161.
2. Баранова В.А., Репринцева Г.И. Повышение компетентности родителей в гармонизации отношений с подростками // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2012. № 3. С. 12-20.
3. Бердникова И.Н. Теоретический взгляд на отношения подростков с родителями как фактор тревожности у подростков // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2021. № 4(41). С. 49-52.
4. Блонский П.П. Психология и педагогика. Избранные труды. М.: Юрайт, 2016, 164 с.
5. Визгина А.В., Джерелиевская М.А. Влияние рассогласованнности представлений о семейных отношениях подростков и родителей на образ мира подростков // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 03-06 октября 2018 года. Екатеринбург: Без издательства, 2018. С. 746-752.
6. Возрастные особенности младших подростков / под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1967, 311 с.
7. Выготский Л. С. Педология подростка: в трех томах; изд-во БЗО 2 МГУ (т. 1 и 2) и ЦИПККНО (т. 3). 1931.
8. Горбачева В. И. Родительская компетентность как социальная проблема // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2009. № 2. С. 276-283.
9. Жукова А.Д., Карпова Э.Б., Леончик А. Физическая сепарация подростков от родителей: путь к самостоятельности и безопасности или психологическому неблагополучию подростков? // Знание. 2017. № 5-2(45). С. 49-57.
10. Куликова Т.И. К вопросу о родительской компетентности в воспитании подростков // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 66-4. С. 173-176. DOI 10.18411/lj-10-2020-188.
11. Писаренко И.А., Заиченко Л.И. Родители как субъекты влияния на развитие цифровых навыков детей // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Т. 13. № 2. С. 54-80. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2021.13.2.4
12. Полтавская М.Б., Гарченко М.Н., Козлова С.И. Ценностные ориентации современных подростков: представления об идеальных родителях // Социальные нормы в условиях современных рисков: материалы Международной научно-практической конференции, Челябинск, 18-19 мая 2017 года / Челябинский государственный университет. Челябинск: Антровита. 2017. С. 264-268.
13. Савина Е.А., Савенкова И.А., Эстерле А.Е., Овсяникова Е.А., Худаева М.Ю. Исследование потребностей в консультативной помощи педагога-психолога у учителей и родителей // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 4. C. 1-11 doi: 10.17759/psyedu.2017090401.
14. Чумакова Е.Н. Родительская компетентность и психолого-педагогическая грамотность родителей как предмет психологического исследования // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Психологические и педагогические науки. 2020. Т. 1, № 1. С. 44-50.
15. Шнейдер Л.Б., Зыкова М.Н. Компетентное родительство. М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2018. 126 с.
16. Шпикс Т.А., Пак А.В. Исследование влияния восприятия родителей подростками на социо-психологическую адаптацию подростков и развитие предрасположенности к алкогольной зависимости // Профилактика кризисных ситуаций и девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации: Материалы Российской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 25 марта 2021 года. Новосибирск: Новосибирский государственный медицинский университет, 2021. С. 267-273.
17. Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. СПб.: Летний сад, 2000, 448 с.
Поступила в редакцию 2022-10-20
Опубликована 2023-03-30
Раздел
Психология
Страницы
38-49