РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ЕЕ ДЕФИЦИТЫ У РОДИТЕЛЯ ПОДРОСТКА
Аннотация
В статье обсуждаются потребности и востребованность консультативной помощи психолога и педагога среди родителей подростков. При помощи специально созданной анкеты, на выборке 11038 родителей подростков (родители детей в возрастном диапазоне от 11 до 15 лет) из разных городов Пермского края и других регионов Российской Федерации проанализирована актуальность запросов от родителей подростков к психологу на различные темы. Анкета для родителей состояла из 55 вопросов на актуальные проблемные зоны родительской компетентности: учебная деятельность, трудности в обучении, стресс, эмоциональное состояние, проблемы в поведении и адаптации, вопросы цифровой социализации, организации отдыха, чтения, письма и другие тематики. В анкете использовалась дихотомическая шкала, а также собирались данные о возрасте ребенка и месте его проживания. Родительские запросы анализировались с помощью иерархической кластеризации. Иерархический кластерный анализ (бинарные дистанции, метод Варда) позволил объединить родительские запросы в два больших кластера. Первый кластер охватывает вопросы учебно-профессиональных компетенций, компетенций межличностного взаимодействия, совладания со стрессом, цифровой социализации, отклоняющегося поведения и преодоления трудностей в обучении подростка. Второй кластер охватывает вопросы внешних условий социализации и обучения подростка, ее нормативные, юридические и социогенные аспекты: организационная и юридическая компетентность родителя, трудности подростка в общении с социумом и проблемы адаптации в малой группе, а также обучение одаренного ребенка. Обнаружено, что с взрослением подростка его родителю становятся менее актуальны некоторые темы консультирования (например, вопросы самостоятельности, учебной успеваемости, коммуникативных и поведенческих проблем), что приводит к снижению востребованности консультативной помощи родителям (по общему количеству выбранных актуальных консультативных тем) среди родителей подростков от 11 до 15 лет.
Литература
2. Баранова В.А., Репринцева Г.И. Повышение компетентности родителей в гармонизации отношений с подростками // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2012. № 3. С. 12-20.
3. Бердникова И.Н. Теоретический взгляд на отношения подростков с родителями как фактор тревожности у подростков // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2021. № 4(41). С. 49-52.
4. Блонский П.П. Психология и педагогика. Избранные труды. М.: Юрайт, 2016, 164 с.
5. Визгина А.В., Джерелиевская М.А. Влияние рассогласованнности представлений о семейных отношениях подростков и родителей на образ мира подростков // Психологические проблемы современной семьи: сборник материалов VIII международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 03-06 октября 2018 года. Екатеринбург: Без издательства, 2018. С. 746-752.
6. Возрастные особенности младших подростков / под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1967, 311 с.
7. Выготский Л. С. Педология подростка: в трех томах; изд-во БЗО 2 МГУ (т. 1 и 2) и ЦИПККНО (т. 3). 1931.
8. Горбачева В. И. Родительская компетентность как социальная проблема // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2009. № 2. С. 276-283.
9. Жукова А.Д., Карпова Э.Б., Леончик А. Физическая сепарация подростков от родителей: путь к самостоятельности и безопасности или психологическому неблагополучию подростков? // Знание. 2017. № 5-2(45). С. 49-57.
10. Куликова Т.И. К вопросу о родительской компетентности в воспитании подростков // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 66-4. С. 173-176. DOI 10.18411/lj-10-2020-188.
11. Писаренко И.А., Заиченко Л.И. Родители как субъекты влияния на развитие цифровых навыков детей // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Т. 13. № 2. С. 54-80. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2021.13.2.4
12. Полтавская М.Б., Гарченко М.Н., Козлова С.И. Ценностные ориентации современных подростков: представления об идеальных родителях // Социальные нормы в условиях современных рисков: материалы Международной научно-практической конференции, Челябинск, 18-19 мая 2017 года / Челябинский государственный университет. Челябинск: Антровита. 2017. С. 264-268.
13. Савина Е.А., Савенкова И.А., Эстерле А.Е., Овсяникова Е.А., Худаева М.Ю. Исследование потребностей в консультативной помощи педагога-психолога у учителей и родителей // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 4. C. 1-11 doi: 10.17759/psyedu.2017090401.
14. Чумакова Е.Н. Родительская компетентность и психолого-педагогическая грамотность родителей как предмет психологического исследования // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Психологические и педагогические науки. 2020. Т. 1, № 1. С. 44-50.
15. Шнейдер Л.Б., Зыкова М.Н. Компетентное родительство. М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2018. 126 с.
16. Шпикс Т.А., Пак А.В. Исследование влияния восприятия родителей подростками на социо-психологическую адаптацию подростков и развитие предрасположенности к алкогольной зависимости // Профилактика кризисных ситуаций и девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации: Материалы Российской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 25 марта 2021 года. Новосибирск: Новосибирский государственный медицинский университет, 2021. С. 267-273.
17. Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. СПб.: Летний сад, 2000, 448 с.
Опубликована 2023-03-30