СВЯЗЬ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ У УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА, ПРОШЕДШИХ ПЕРИОД ДЛИТЕЛЬНОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

  • Александр Георгиевич Беляев
    • Российский новый университет
Ключевые слова: основное общее образование, длительное дистанционное обучение, школьная мотивация, тревожность, психологическое сопровождение, обучающиеся 7 класса

Аннотация

Высокий уровень эмоционального напряжения и стресса у школьников является одной из проблем современного образования. Эта проблема еще больше усилилась в период пандемии COVID-19. Остается неясным, каким образом пандемия повлияла на тревожность и мотивацию к обучению школьников. Целью исследования стало изучение связи между уровнями мотивации и тревожности у школьников второй ступени общего образования. Пилотное исследование проводилось в 7 классе общеобразовательной школы г. Москвы, в котором участвовали школьники (N= 25) в возрасте 13 лет, мальчиков (всего 13), девочек (всего 12). Сбор эмпирических данных проводился с использованием анкеты «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой и опросника школьной тревожности Филлипса. Для проверки нормальности распределения показателей использовался тест Д’Агостино-Пирсона. Статистический анализ данных проводился с помощью критерия Манна-Уитни и коэффициента корреляции Спирмена. Согласно полученным данным, ученики 7 класса общеобразовательной школы г. Москвы, прошедшие период длительной социальной изоляции и дистанционного обучения вследствие пандемии COVID-19, характеризуются низким уровнем мотивации к обучению, умеренным уровнем тревожности. Обнаружена отрицательная корреляционная связь между показателями школьной мотивации и тревожностью: «отсутствие потребности в достижении успеха» и «страх не оправдать ожидания близких и значимых людей». Предлагаются практические рекомендации школьным психологам, педагогам и родителям о необходимости повышения школьной мотивации и контроля уровня тревожности, психоэмоционального состояния обучающихся, прошедших период социальной изоляции и длительного дистанционного обучения. Предполагается дальнейшее исследование с увеличением выборочной совокупности, расширение методического инструментария и тем самым уточнение выдвинутых гипотез.

Литература

1. Аббасзаде С.А. Взаимосвязь между методами преодоления стрессов и формированием личностных особенностей учащихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 8 (1). C. 17-20.
2. Аркаева М.Ю. Изучение влияния ситуативной тревожности на учебную мотивацию младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. (Т.18). C. 51-55.
3. Бурдули Л.Т. Влияние учебно-познавательной мотивации на уровень тревожности младших школьников // НОВАЯ НАУКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД. 2016. № 75 (4-2). C. 15-17.
4. Вяльшина А.А., Дакирова С.Т. Факторы формирования образовательных ориентаций выпускников сельских школ Саратовской области // Проблемы развития территории. 2019. № 101 (3). C. 134-151.
5. Гржибовский А.М., Иванов С.В., Горбатова М.А. Корреляционный анализ данных с использованием программного обеспечения Statistica и SPSS // Наука И Здравоохранение. 2017. (1). C. 7-36.
6. Жулина Г.Н., Васькина В.С. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте // Таврический научный обозреватель. 2016. № 7 (2). C. 123-127.
7. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. М.: Генезис, 2003. 122 c.
8. Кулакова А.Б. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: практический опыт работы // Социальное пространство. 2017. № 12 (5). C. 1-8.
9. Куницына И.А., Савин А.В. Личностные особенности обучающихся старших классов с разным уровнем мотивации саморазвития // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2021. (2). C. 175-186.
10. Леонова О.И. Эмоционально личностное состояние подростков в школе с психологически опасной образовательной средой // Культурно-историческая психология. 2010. (2). C. 76-82.
11. Николаева Н. Исследование взаимосвязи адаптационных характеристик и уровня успеваемости в обучении учащихся старших классов // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2018. (1-1). C. 261-268.
12. Райгородский Д.Я. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Практическая психодиагностика (методики и тесты): учеб. пособие. Самара: Бахрах-М, 1998.
13. Сабирова Р.Ш., Абилкасимова Г. Психологическая диагностика воздействия сети интернет на личностные качества подростков // Успехи современного естествознания. 2015. (1-7). C. 1213-1217.
14. Савин А.В., Куницына И.А. Психологические особенности старшеклассников с разным уровнем способности к саморазвитию и самообразованию // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. 2020. C. 82-88.
15. Сергеева М.А., Кубекова А.С. Влияние мотивации достижения и личностной тревожности на успеваемость старших школьников // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. № 1А (10). C. 85-91.
16. Феоктистова С.В. Концептуальные основы организации взаимодействия психолога и педагогов в процессе обеспечению адаптации детей к школе. 2001.
17. Феоктистова С.В. Взаимодействие субъектов образовательной организации по решению задачи адаптации детей к обучению в школе 2009. C. 397-398.
18. Феоктистова С.В. [и др.]. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум / С.В. Феоктистова, З.И. Айгумова, Н.Н. Васильева И.В. Вачков, М.: Юрайт, 2014. 583 c.
19. Феоктистова С.В., Хмелькова М.А. Психолого-педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса как условие успешной адаптации детей к школе: учебное пособие. М.: Адаманть, 2013.
20. Япрынцева О.А. [и др.]. Влияние уровня тревожности на формирование мотивации учения у школьников старших классов // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2020. (80). C. 94-97.
Поступила в редакцию 2023-02-20
Опубликована 2023-03-30
Раздел
Психология
Страницы
50-56