ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ

  • Геннадий Егорович Соловьев
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: гуманитарная педагогика, историчность, герменевтика воспитательной действительности, автономия педагогики, педагогические отношения

Аннотация

В работе раскрыты условия возникновения гуманитарного направления в немецкой педагогике; акцентируется внимание на возникновении и развитии концептуальных положений гуманитарной педагогики: проанализированы историчность, герменевтика воспитательной действительности, автономия педагогики, нашедшие отражение в работах В. Дильтея и его учеников. Особое внимание уделяется понятию «педагогическое отношение», которое было теоретически обосновано и описано в работах Г. Ноля. Теоретический концепт «педагогическое отношение» представляет собой одну из первых попыток в педагогической науке объяснить «педагогическую связь». В гуманитарной педагогике категория рассматривается как важнейший элемент воспитательной действительности, естественных человеческих взаимодействий и представляет собой жизнь, в которой связаны педагогическое переживание и объективация, взаимосвязь педагогической теории и практики. Цель работы - систематический анализ категории «педагогическое отношение», являющейся ключевой для гуманитарной педагогики. Педагогическое отношение рассматривается как фундаментальное понятие гуманитарной педагогики, в котором по существу раскрываются основные идеи гуманитарной педагогики. В современной педагогике и образовательной практике значимость концепта «педагогическое отношение» повышается в связи с переходом к личностно-ориентированной модели образования.

Литература

1. Белканов Н.А. Гуманитарная педагогика и ее трактовки за рубежом и в России // Психология образования в поликультурном пространстве. 2013. Т. 1, № 21. С. 136-143.
2. Бураченко Т.Я. Педагогические взгляды Теодора Литта и их влияние на развитие теории и практики образования в ФРГ: дис. … кандидата педагогических наук: 13. 00. 01 Ростов-на-Дону, 2007 145 с.
3. Гуманитарная педагогика: Хрестоматия/научный редактор и автор предисловия, вступит. статьи Г.Е. Соловьев. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. 120 c.
4. Дильтей В. Описательная психология. 2 изд. Санкт-Петербург. Алетейя. 1996. 160 c.
5. Огурцов А.П. Дильтей: от психологического к герменевтическому обоснованию педагогики // Герменевтика. Психология. История. Вильгельм Дильтей и современная философия. Материалы научной конференции РГГУ. Под редакцией Н.С. Плотникова. М.: Три квадрата, 2002. С. 102-124.
6. Плотников Н.С. Жизнь и история. Философская программа Вильгельма Дильтея. //Дильтей В. Собрание сочинений в 6 т. Под ред. А.В. Михайлова и Н.С. Плотникова. Т. 1. Введение в науки о духе / Пер. с нем. под ред. В. С. Малахова. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. С. 15-264.
7. Соловьев Г.Е. Гуманитарная педагогика: история и основные положения// Гуманитарная педагогика: Хрестоматия / науч. ред. и автор предисловия, вступит. статьи Г.Е. Соловьев. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. С. 7-19.
8. Bartels K. Wilhelm Dilthey // Speck J (Hg). Geschichte der Pägagogik des 20Jahrhundert. B 1. Stuttgart: Kohlhammer, 1978. S. 9-27.
9. Bollnow O. F. Der Begriff des pädagogischen Bezugs bei Herman Nohl/Zeitschrift für Pädagogik, 27. Jg. 1981. № 1. S. 31-37.
10. Bollnow O.F. Diltheys Pädagogik //www. Otto-Friedrich-Bollnow. de.
11. Bollnow O.F. Geisteswissenschaftliche Pädagogik. //Röhrs H. , Scheuerl H. (Hg) Richtungsstreit in der Erziehungswissenschaft und pädagogischeVerständigung. Frankfurt anMain. :Lang Verlag. 1989.
12. Bollnow O.F. Pädagogik in Selbsdarstellungen // www.Otto-Friedrich-Bollnow.de.
13. Dilthey W. Gessamelte Schiften. B. VI. 5.unveränderte Auflage. Stuttgart: B. G. Teubner Verlaggeselschaft. 1968. 324 s.
14. Dilthey W. Gessamelte Schiften. B. IХ. 5.unveränderte Auflage. Stuttgart: B. G. Teubner Verlaggeselschaft. 1968. 284 s.
15. Dollinger B. Herman Nohl (1979-1960) // Dollinger B (Hg) Klassiker der Pädagogik. Die Bildung der modernen Gesellschaft. 3.Aufl. Weisbaden: VSVerlag, 2012. S. 247-264.
16. Frischeisen-Köhler M. Meister und Schüler // Flitner W. (Hg) Die Erziehung. 3 Aufl. Bremen: Carl SchünemannVerlag. 1961. s. 440-455.
17. Gaus D. Die «Liebe» des «geborenen Erziehers». ZurTypologie des Lehrersbei Eduard Spranger // Bilstein J. Uhle R. (Hg). Liebe-Zur Anthropologie einer Grundbedingung pädagogischen Handelns. Oberhausen: ATHENA. Verlag. 2007. S. 119-136.
18. Geissler G.H. Nohl // Scheuerl H., Linderberg C (Hg) Klassiker der Pädagogik. B. 2. Von K. Marxbis Jean Piaget. 1 Aufl. München. :VerlagC. H. Beck. 1979. s. 225-240.
19. Herrmann U. Wilhelm Dilthey. //Scheuerl H. (Hg) Klassiker der Pädagogik. B. 2. Von K. Marxbis Jean Piaget. 1 Aufl. München. :VerlagC. H. Beck. 1979. S. 72-84.
20. Krüger H.H. Einführung in Theorien und Methoden der Erziehungwissenschaft. Opladen: Barbara Budrich Verlag, 2002. 262 s.
21. Nohl H. Die pädagogische Bewegung in Deutschland und ihre Theorie. Frankfurt an Main: Vittorio Klostermann Verlag. 1988. 300 s.
22. Nohl H. Der pädagogische Bezug //Flitner W. (Hg) Die Erziehung. 3 Aufl. Bremen: Carl Schünemann Verlag. 1961. s. 480-482.
23. Nohl H. Die Pädagogik der Verwarlosten// Flitner W. (Hg) Die Erziehung. 3 Aufl. Bremen: Carl Schünemann Verlag, 1961. S. 471-480.
24. Niemeyer C. Klassiker der Sozialpädagogik. Einführung in die Theoriegeschichte einer Wissenschaft. 3 Aufl. München: Juventa. 2010. 324 s.
25. Niemeyer C. Pädagogischer Bezug // Otto H. , Thiersch H (Hg) Handbuch Soziale Arbeit. 5 Aufl. München: E. Reinhardt Verlag. 2015. S. 1162-1169. DOI 10. 2378/ot4a. art106.
26. Wulf Ch. Theorien und Konzepte der Erziehungswissenschaft. München: Juventa. 1983. 256 s.
Поступила в редакцию 2022-05-31
Опубликована 2023-03-30
Раздел
Педагогика
Страницы
57-65