ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ

  • Анастасия Владимировна Васильева
    • ФГОБУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Ключевые слова: ФГОС 3++, русский язык как иностранный, интерактивное обучение, формирование познавательной активности, метод «категориальный маятник», студенты вуза

Аннотация

В условиях реализации требований ФГОС 3++ в вузе, ориентированных на формирование нового типа студента, главными характеристиками которого становятся активность и самостоятельность, в педагогике большое внимание уделяется разработке технологий интерактивного обучения. Согласно данным научно-методической литературы, эффективность применения интерактивного обучения в первую очередь связывают с увеличением познавательной активности студентов в процессе взаимодействия. Однако проделанный библиографический анализ свидетельствуют о том, что данному аспекту в системе рассматриваемого феномена не уделено достаточного внимания. Целью данного исследования является разработка модели и описание механизма формирования и развития познавательной активности студентов в процессе интерактивного обучения в вузе. В качестве инструмента для разрешения сформулированной научной проблемы и достижения цели исследования был выбран метод «Категориальный маятник». В результате исследования сформулированы базовые положения, описывающие природу феномена активности; разработана модель, отражающая механизм формирования и развития познавательной активности студентов в процессе интерактивного обучения с учетом современных образовательных целей в вузе; описаны основные этапы развития и выделены кризисные моменты познавательной активности студентов в процессе интерактивного обучения в вузе. Разработанная модель дает необходимое и достаточное представление о механизме формирования и развития познавательной активности студентов в процессе интерактивного обучения в вузе и вносит вклад в развитие научной теории рассматриваемого феномена, организуя имеющиеся теоретические знания на качественно новом уровне. Область применения результатов видится в практической деятельности по реализации интерактивного обучения по различным дисциплинам в вузе, в т. ч. при обучении русскому языку как иностранному.

Литература

1. Агуреева А.В. Подготовка гидов-переводчиков средствами интерактивного обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. Т. 20. №2. С. 19-24.
2. Барабанов Р.Е. Инновации в образовании // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 1. С. 16-18.
3. Бочкарева Т.Н. Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8, №1. С. 18-31. DOI: 10.12731/2218-7405-2017-1-18-31
4. Боуш Г.Д., Разумов В.И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях). М.: ИНФРА-М, 2020. 227 с. DOI: 10.12737/991914
5. Васильева А.В. Выявление эволюционной последовательности возникновения и развития интерактивного обучения // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т.6. №4. С. 58-71. DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-4-0-5
6. Васильева А.В. Конструирование дефиниции категории "интерактивное обучение" методом двухуровневой триадической дешифровки категории // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2021. № 200. С. 101-113. DOI: 10.33910/1992-6464-2021-101-113.
7. Васильева А.В. Формирование понятийного аппарата предметной области интерактивного обучения (в педагогике и методике) // Непрерывное образование: XXI век. 2021. Вып. 1 (33). DOI: 0.15393/j5.art.2021.6664
8. Ворончихина Т.В., Ивонин А.О. Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения в современном вузе // Вестник ВятГУ. № 3(3). 2012. С. 39-41.
9. Гавронская Ю.Ю. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» // Высшее образование в России. 2008. № 7. С.101-104.
10. Гаджиева П.Д., Нурмагомедова М.Н. Особенности активизации познавательной деятельности студентов в условиях интерактивного обучения. Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1(56). С. 188-190.
11. Головцова И.Г., Рудакова Л.В. Проблемы внедрения интерактивных форм обучения в рамках компетентностного подхода // Вестник АГУ. 2015. Вып. 2 (159). С. 99-106.
12. Грибанова В.А. Содержание понятия «активность» в научной литературе // Вестник ТГПИ. №S. С. 15-19.
13. Егорихина С.Ю., Кельсина А.С. Развитие учебной мотивации обучающихся магистратуры и аспирантуры (на примере вологодского научного центра РАН) // Вестник ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. 2022. № 49 (68). С. 75-86.
14. Еловская С.В. Использование интерактивных образовательных технологий при обучении иностранному языку в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 176. С. 39-45. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-39-45.
15. Завьялов В.В. Педагогические условия предметно-языкового интегрированного обучения студентов нелингвистических направлений подготовки (на примере направления подготовки «Юриспруденция») // Общество. Коммуникация. Образование. 2021. Т. 12. № 2. С. 63-74. DOI: 10.18721/JHSS.12205.
16. Карпова С.Н. Интерактивные технологии обучения иностранному языку: педагогические возможности и риски // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. № 3. С. 177-179.
17. Коротаева Е.В., Андрюнина А.С. Интерактивное обучение: аспекты теории, методики, практики // Педагогическое образование в России. 2021. № 4. С. 26-33. DOI: 10.26170/2079-871720210403.
18. Кругликов В.Н. Интерактивное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 4(184). С. 66-72.
19. Макарова С.Э. Инновации в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/ 2015/01/45538
20. Мещерякова Е.И. Мотивация к приобретению профессиональных умений с использованием интерактивных методов как педагогическая проблема // Психолого-педагогический журнал Гаудеамуз. 2019. Т. 18, № 3(41). С. 7-12. DOI: 10. 20310/1810-231X-2019-18-3(41)-7-12.
21. Москалевич Г.Н. Технология интерактивного обучения: понятие и сущность, особенности и преимущества // Инновационные образовательные технологии. 2014. № 1 (37). С. 43-48.
22. Обсков А.В. К проблеме организации интерактивного обучения иностранному языку в вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 11(126). С. 120-124.
23. Осипова С.И., Агишева Н.С. Познавательная активность как объект педагогического анализа // Гуманизация образования. 2016. № 2. С. 89 - 96.
24. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Интерактивное обучение // Образование и наука. 2007. №6 (48). С. 32-41.
25. Тимофеева Е.В. Технология формирования познавательной активности учащихся и студентов // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 1. С. 121-126.
26. Томилова В.М., Шпак Н.Е. О способах развития познавательной активности будущих специалистов при обучении иностранным языкам // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 5. С. 83-89.
27. Холод Н.И. Интерактивные средства развития иноязычной коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 118-123.
28. Хотинец В.Ю., Мышкина С.А. Психологические особенности учебно-познавательной активности студентов разных этнических групп // Психологический журнал. 2012. Т. 33, № 6. С. 60-75.
29. Черных Т.А., Рубцова Ю.А. Возможности использования электронных средств обучения для развития познавательной активности студентов // Открытое образование. 2018. Т. 22, № 22. С. 54-60. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2018-2-54-60
30. Чечель Е.О. К вопросу активизации познавательной активности студентов // Вестник Донецкого педагогического института. 2018. № 3. С. 63-72.
31. Чибаков А.С. Исследование развития познавательной активности учащихся в условиях среднего профессионального образования // Научный диалог. 2016. № 4 (52). С. 395-408.
32. Шувалова К.В., Яшкова Е.В., Вагин Д.Ю., Семикина А.В. Особенности внедрения образовательных технологий в учебный процесс // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 2 (36). С. 455-462.
33. Bagramova N.V., Vasilieva A.V. Interactive Lesson as a Macro-Unit of Teaching Russian as a Foreign Language in Short-Term Courses. PhilologicalClass. 2020. Vol. 1 (59). P. 171-181. DOI: 10.26170/FK20-01-17.
Поступила в редакцию 2022-07-16
Опубликована 2023-03-30
Раздел
Педагогика
Страницы
66-76