РАЗРАБОТКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО КОНСТРУКТОРА УРОКА НА ОСНОВЕ ТАКСОНОМИИ БЛУМА

  • Марина Геннадьевна Савельева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Светлана Борисовна Шмакова
    • ГБОУ УР «Лицей № 41»
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровые образовательные ресурсы, информационно-коммуника-ционные технологи, таксономия Блума, цифровое падагогическое колесо, цифровой конструктор урока

Аннотация

В настоящее время вопрос цифровизации процесса обучения является одним из приоритетных вопросов в сфере образования. Появляющиеся нормативно-правовые изменения регламентируют и продвигают саму идею использования цифровых образовательных ресурсов как на уроке, так и во внеурочной деятельности. В статье рассматривается содержание и ход реализации инновационного проекта внедрения цифрового конструктора урока на основе таксономии Б. Блума. Данный проект реализуется в рамках Республиканской инновационной площадки с декабря 2021 года на базе ГБОУ УР «Лицей № 41» г. Ижевска и призван помочь педагогам методически правильно выстроить урок любого типа с использованием цифровых образовательных ресурсов. Предлагается научно-методическое обоснование разработки структуры, содержания, алгоритма реализации и методов оценки эффективности цифрового конструктора урока как средства методического обеспечения современного урока. Оценка эффективности разработанного средства осуществляется на основе диагностики уровня энергосбережения педагога при подготовке и реализации урока, а также динамики учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроке. К основным методам исследования относятся опрос, анкетирование, наблюдение. Полученные результаты ориентированы на педагогов, использующих цифровые образовательные ресурсы в образовательном процессе, на организаторов процесса личностно-профессионального развития педагогов в цифровой образовательной среде школы.

Литература

1. Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»// СПС КонсультантПлюс / Опубликован 25.12.2019 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»// Официальный интернет портал правовой информации / Опубликован 05.07.2021 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Официальный интернет портал правовой информации / Опубликован 05.07.2021 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»// Официальный интернет портал правовой информации // опубликован 29.08.2022 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/
5. Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях (утв. Роспотребнадзором N МР 2.4.0150-19, Рособрнадзором N 01-230/13-01 14.08.2019)// СПС КонсультантПлюс / Опубликован 30.08.2019 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/
6. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. М.: Вита-Пресс, 1999.
7. Куксо, Е.Н. Миссия выполнима: как повысить качество образования в школе. М.: Сентябрь, 2016. 192 с.
8. Психодиагностика мотивации: Методическое пособие / Сост. Г.Н. Казанцева, К.Р. Сидоров. Ижевск: Удмуртский университет, 2002. 100 с.
9. Савельева, М.Г., Шмакова, С.Б. Цифровая трансформация методического сопровождения педагогов в новых реалиях (на примере реализации рефлексивнооценочного этапа урока) // Педагог цифрового поколения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 26 окт. 2022 / отв. ред.: М.Г. Савельева, Т.С. Ходырева. Ижевск: Удмуртский университет, 2022. 339 с.
10. Традиционная иерархия мыслительных процессов. URL: https://pandia.ru/text/81/139/25996.php (дата обращения: 06.11.2022).
11. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. М.: Просвещение, 1988.
12. Цифровые технологии в образовании // Педагогическое сообщество Урок.РФ. URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tcifrovie_tehnologii_v_obrazovanii_140527.html (дата обращения: 22.12.2022).
13. Шмакова, С.Б. Разработка и использование цифрового конструктора урока на основе таксономии Блума // Трансмиссия культурного опыта и социальных практик в эпоху транзитивности: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (15-18 ноября 2022 г.) / под ред. О.В. Кожевниковой, В.Ю. Хотинец. Ижевск: Удмуртский университет, 2022. 275 с.
14. Anderson L.W., Кrathwohl D. R. A taxonomy for leaning, teaching, and assessing. New York: Longman, 1998.
15. Bloom B. S. Taxonomy of Educational Objectives The Classification Goals. Handbook 1: Cognitive Domian. New York: David McKey Co, 1956. 149 p.
16. Carington A. Russian Padagogy Wheel // The Russian speaking world. URL: https://designingoutcomes.com/the-russian-padagogy-wheel (дата обращения: 30.12.2022).
Поступила в редакцию 2023-01-20
Опубликована 2023-03-30
Раздел
Педагогика
Страницы
77-85