ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА КУРСАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

  • Нонна Николаевна Мурованая
    • ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
  • Ирина Алексеевна Тяллева
    • ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
Ключевые слова: профессиональная компетентность, формирующий эксперимент, активные формы обучения, курсы повышения квалификации, учителя музыки

Аннотация

Статья посвящена решению проблемы, связанной с противоречием между требованиями профессионального стандарта к трудовой деятельности учителя музыки и его подготовкой в системе повышения квалификации, в контексте формирования его профессиональной компетентности. Было уточнено понятие «профессиональная компетентность», которое трактуется как комплексная интегративная характеристика, объединяющая знания, умения и опыт учителя, его мотивацию и личностные качества, обеспечивающие его готовность к эффективной реализации профессиональной деятельности. В модель профессиональной компетентности учителя музыки были включены ключевые (информационные, регулятивные, коммуникативные), операциональные и интеллектуально-педагогические составляющие. Предварительное анкетирование было направлено на выявление готовности учителей пройти обучение по программе курса с приоритетным использованием активных форм работы. В эксперименте приняли участие 47 учителей музыки - слушателей курсов повышения квалификации ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (возраст от 27 до 52 лет, стаж работы от 3 до 27 лет) с привлечением реальных групп: в экспериментальную группу вошли 25 учителей с высоким уровнем мотивации к формированию профессиональной компетентности, в контрольную группу - 22 учителя со средним уровнем мотивации к формированию профессиональной компетентности. Цель эксперимента - повысить уровень сформированности профессиональной компетентности учителей музыки на курсах повышения квалификации посредством использования активных форм обучения. Экспериментальное исследование предусматривало проведение входной диагностики слушателей двух групп, предполагающей анкетирование учителей и независимую оценку их профессиональной компетентности посредством разработанной диагностической карты. Детально описаны активные формы работы со слушателями экспериментальной группы, включающие проблемные лекции, ролевые и деловые игры, дискуссии и др. Результаты выходной диагностики позволили оценить достоверность изменений с помощью теста Стьюдента по всем составляющим профессиональной компетентности слушателей (по ключевой составляющей - t = 2,06; интеллектуально-педагогической - t = 2,07; операциональной - t = 2,08). Полученные данные позволяют утверждать об эффективности эксперимента, направленного на формирование профессиональной компетентности учителей музыки.

Литература

1. Адольф В.А. Прогнозирование становления профессиональной компетентности выпускника вуза: монография. Красноярск, 2014.352 с.
2. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. URL: https://www.twirpx.com (дата обращения: 27.11.2022).
3. Введенский В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Инновации в образовании. 2003. N4. С.30-31.
4. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51-55.
5. Гильмеева, Р.Х. Развитие профессиональной компетентности учителя в системе повышения квалификации // Методист. 2002. № 5. С. 6-8.
6. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография. М.: ИНФРА-М, 2019. 314 с.
7. Горбенко В.Ф., Козырева Л.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего учителя музыки: монография. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2011. 172 с.
8. Гребенюк Е.В. Становление профессиональной компетентности будущего учителя музыки в процессе изучения педагогических дисциплин: автореферат дис. канд. пед. наук. СПб., 2005. 19 с.
9. Зеер Э.Ф. Психология транспрофессионализма: монография. Екатеринбург: Изд. дом «Юника», 2018. 174 с.
10. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rusreadorg.ru/ckeditor_assets/attachments/63/i_a_zymnaya_competency_and_competence.pdf (дата обращения: 27.11.2022)
11. Лобанова Н.Н., Косарев В.В., Крючатов А.П. Профессиональная компетентность педагога. Самара, СПб.: ОАО «СамВен», 1997. 107 с.
12. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.
13. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/?ELEMENT_ID=56367.
14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
15. Сластенин В.А. Формирование социально активной личности: общая концепция исследования. М.: Издательский центр «Академия»,2004. 224 с.
16. Ballantyne J. A good news story: Early-career ,usic teachers’ accounts of their “flourishing” professional identities // Teaching and Teacher Education Vol.68 (2017) pp. 241-251 URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0742051X17301208.
17. Budreva T. (2005) The Competence of Music Teachers at the Elementary Schools // Trakia Journal of Sciences. Vol. 3, № 8, pp.4-6, 2005. URL: http://www.uni-sz.bg.
18. Burnard P. et al. (2016) Professional Knowledge in Music Teacher Education // Published November 28, 2016 by Routledge 238 p.
19. Feiman-Nemser S., Yusko B. (2008). Embracing Contraries: Combining Assistance and Assessment in New Teacher Induction May 2008 Teachers College Record Vol. 110(5), pp. 923-953 https://www.researchgate.net/publication/279667712_Embracing_Contraries_Combining_Assistance_and_Assessment_in_New_Teacher_Induction.
20. Kovalev D at al. Formation of Various Competencies in the Process of Training the Future Music Teachers at the Present Stage // International Journal of Environmental & Science Education. 2016, Vol. 11, № 11, 4175-4183.
21. Laor L. (2015) Evaluating Graduate Education and Transcending Biases in Music Teachers’ Professional Development //Journal of Education and Training Studies, 3(1), 56-63.
Поступила в редакцию 2022-11-30
Опубликована 2023-03-30
Раздел
Педагогика
Страницы
86-96