САМООЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  • Марина Николаевна Макарова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: универсальные компетенции, «мягкие навыки», самооценка, оценка качества обучения, высшее образование, опрос студентов

Аннотация

Внедрение Федеральных образовательных стандартов третьего поколения требует новых методов освоения и оценки универсальных компетенций в рамках предметно-дисциплинарного подхода. В этой связи возникает необходимость оценки качества преподавания дисциплин, обеспечивающих реализацию этих компетенций, а также уровня их освоения на примере исследования, проведенного в Удмуртском государственном университете. В статье представлен подход к оценке освоения универсальных компетенций студентами по результатам пройденных курсов, унифицированных в рамках вуза. Целью статьи является выявление оценки качества преподавания дисциплин, образующих ядро универсальных компетенций как один из инструментов оценки качества обучения и степени освоенности этих компетенций. Основным методом исследования являлся опрос, в котором приняли участие 270 студентов. Анализ показал взаимосвязь оценки освоенности всех универсальных компетенций между собой, а также со средним баллом, полученным студентами во время сессии, что говорит о необходимости гармонизации универсальных компетенций и развития междисциплинарных связей. Оценка студентами освоенности компетенций показала, что наиболее высоко студенты оценивают свою физическую подготовленность, наиболее низко - уровень освоения компетенций, связанных с поиском и анализом информации, а также с безопасностью жизнедеятельности и иностранным языком. Исследование показало взаимосвязь таких показателей, как успеваемость, активность студентов в различных сферах, оценок качества преподавания и уровня освоения ими универсальных компетенций.

Литература

1. Бондарева Л.В., Потемкина Т.В., Саулембекова Г.С. Влияние «мягких» навыков на готовность к самостоятельному трудоустройству: опыт самооценки будущих инженеров // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 12. С. 59-74.
2. Долматов М. В. Универсальная компетенция социального взаимодействия в подготовке студентов высшей технической школы // Аллея науки. 2018.Т. 5. № 4. С. 899-902.
3. Дубров Д.В., Кочетков М.В., Стеклянников В.Ю. Работодатель как актор студентоориентированного образования: опыт реализации // Высшее образование в России. 2020. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabotodatel-kak-aktor-studentotsentrirovannogo-obrazovaniya-opyt-realizatsii (дата обращения: 22.07.2022).
4. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под.науч. ред. д.п.н. И. Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 383 с.
5. Исаев А.П., Плотников Л.В. Мягкие навыки для успешной карьеры выпускников инженерного профиля // Высшее образование в России. 2021. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkie-navyki-dlya-uspeshnoy-kariery-vypusknikov-inzhenernogo-profilya (дата обращения: 22.07.2022).
6. Методические рекомендации по применению аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования, утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. № 1094. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minobrnauki-Rossii-ot-28.02.2022-N-MN-5_339/.
7. Оценка универсальных компетентностей как результатов высшего образования. Аналитический доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. / С. М. Авдеева, П. В. Гасс, Е. Ю. Карданова, Ю. Н. Корешникова, А. А. Куликова, Е. А. Орел, Т. В. Пащенко, П. С. Сорокин; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 52 с.
8. Полушкина А. О. Технология использования стартапа в процессе обучения студентов // Вестник БГУ. 2017. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-ispolzovaniya-startapa-v-protsesse-obucheniya-studentov (дата обращения: 22.07.2022).
9. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. № 1094 http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111290001.
10. Тарханова И.Ю. Формирование универсальных компетенций обучающихся средствами университетской среды // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-universalnyh-kompetentsiy-obuchayuschihsya-sredstvami-universitetskoy-sredy (дата обращения: 21.07.2022).
11. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина; при участии К.А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 c.
12. Цаликова И.К., Пахотина С.В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. С. 187-207.
13. Янкелевич С.С., Мартынов Г.П. Универсальные компетенции в учебном процессе современного университета // Актуальные вопросы образования. 2020. Т. 1. С. 8-13.
14. Robles M. M. Executive Perceptions of the Top 10 soft skills needed in today’s workplace // Business Communication Quarterly. 2012. № 75 (4). P. 453-465.
15. Sridharan B., Boud D. The effects of peer judgements on teamwork and self-assessment ability in collaborative group work assessment and evaluation in higher education [Internet]. Assessment & Evaluation in Higher Education [Internet]. 2019; 44 (6): 894-909. URL: https://eprints.mdx.ac.uk/25815/1/Accepted_S%26B_19.pdf.
16. Strauss, V. The surprising thing Google learned about its employees - and what it means for today’s students. The Washington Post. December 20, 2017. URL: https://www.washingtonpost.com/news/answer-sheet/wp/2017/12/20/the-surprising-thing-google-learned-about-its-employees-and-what-it-means-for-todays-students/ (дата обращения: 4.05.2022).
17. Vogler J. S., Thompson P., Davis D. W., Mayfield B. E., Finley P. M., Yasseri D. The hard work of soft skills: augmenting the project-based learning experience with interdisciplinary teamwork // Instructional Science. 2018. No. 46 (3). P. 457-488. URL: https://doi.org/10.1007/s11251-017-9438-9 (дата обращения: 21.12.2021).
18. Yan, Z. () Self-assessment in the process of self-regulated learning and its relationship with academic achievement, Assessment & Evaluation in Higher Education. 2020. 45:2. P. 224-238.
19. Yan, Z., and G. T. L. Brown. “A Cyclical Self-Assessment Process: Towards a Model of How Students Engage in Self-Assessment.” Assessment & Evaluation in Higher Education. 2017. 42(8): 1247-1262.
Поступила в редакцию 2023-02-08
Опубликована 2023-06-23
Раздел
Педагогика
Страницы
151-161